Хохломская роспись

0

Содержание:

Хохломская роспись

В Древней Руси дерево играло очень важную роль. Из него строили жилища, изготавливали мебель и посуду. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в X-XII веках русские ремесленники делали чаши, ковши, черпаки, а старинные описи монастырских хозяйств часто упоминают токарей, ковшечников, судописцев. Среди посуды, изготавливаемой ремесленниками, существовала особая, окрашенная киноварью и покрытая золотом. Она подавалась на княжеских пирах и царских приемах. Как правило, она производилась при монастырях. Среди ремесленников Троице-Сергиевой лавры были приписанные крестьяне из заволжских сел. Густые, непроходимые леса по берегам реки Керженца с давних времен укрывали беглых крестьян, стрельцов. Сюда же устремились и старообрядцы в период раскола Русской церкви. Именно пришельцы – переселенцы поспособствовали развитию на Нижегородчине посудного промысла и созданию здесь новой оригинальной обработки дерева с имитацией золочения.

Возникновение промысла хохломской росписи

Архивные материалы и научные исследования определили, что во второй половине XVII века в Семеновском округе возник промысел изготовления посуды, ставший основой развития особого вида декоративной росписи по дереву. Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Б.И. Морозов требовал собрать с заволжских вотчин блюда разных размеров и братины на «оловянном деле». В XVII веке олово применялось для золочения в художественных ремеслах, а боярину Морозову принадлежало «селишко Семеновское». Именно в нем, а также вокруг сел Хохлома и Скоробогатовское сформировался промысел хохломской росписи.

Развитию промысла способствовала близость волжского торгового пути и соседство с крупнейшей в России Макарьевской ярмаркой. Качество посуды, вырабатывавшейся в Семеновском уезде, было высоким, и в 1764 году производство деревянной посуды было отмечено как «главный всех жителей промысел». О продукции крестьян из Семеновского уезда говорили так: «Товар их легок, чист, крепок и светел», а семеновский городничий Блюммер писал, что в городе жители «земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной, крашенной и лаковой посуды…». Село Хохлома, волостное село в Семеновском уезде, становится торговым пунктом, где продавалась деревянная посуда, с необычной окраской.

Связь с культурой

На протяжении двух столетий хохломская посуда удовлетворяла потребности народа и являлась важной частью отечественной художественной культуры. Во второй половине XIX века возрастает интерес к промыслу, как к искусству. В моду входит «русский стиль», и у образованного общества просыпается интерес к произведениям народных промыслов. В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, и далее чередой шли успешные выставки в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде. К хохломской росписи начинает проявлять интерес и царская семья. Восхищенная творчеством народных мастеров, императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами за искусство. Хохломская продукция широко продается на базарах и ярмарках, а после получения в 1889 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже, резко увеличился и экспорт продукции.

Семеновская школа хохломы

Спрос на хохлому во второй половине XIX века вызвал появление скупщиков. Они требовали дешевый, низкий сорт товара, что привело к упрощению и снижению качества продукции. Это вызвало беспокойство образованного общества и властей. По общему мнению, следовало наладить обучение мастеров новым приемам и технологиям. В 1913 году Главное управление землеустройства и земледелия организовало инструкторскую школу по токарно-посудному и мебельному промыслам в городе Семенове. Нижегородское губернское земство также внесло свой вклад в совершенствование искусства народных мастеров и завело особую должность художника. А в 1916 году по инициативе и на средства Нижегородского городского головы Д.В. Сироткина в городе Семенове открылась Школа художественной обработки дерева во главе с художником Г.П. Матвеевым. После Великой октябрьской социалистической революции школа не только была сохранена, но и нашла значительную поддержку новой Советской власти. Выпускники школы внесли в роспись новые элементы, школа объединила разрозненных кустарей, оживила промысел и нацелила выпуск изделий для продажи на иностранных рынках.

АО «Хохломская роспись» 100 лет деятельности

Развитие Семеновской школы обработки дерева шло очень активно. В 1924 году школа преобразуется в объединение «Кустарь-художник»; в 1931 году оно преобразовывается в артель «Экспорт». В 1934 году в Семенове основан музей кустарно-художественных изделий. В годы Великой Отечественной войны многие мастера артели ушли на фронт и погибли, а предприятие работало на нужды фронта, изготавливало лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Ежедневно изготавливалось более 10 тысяч ложек для фронта. Героический трудовой подвиг в тылу вынесли хрупкие женские плечи. Именно женщины заменили не вернувшихся с фронта художников-мужчин, и с тех пор они стали играть в коллективе фабрики главную роль.

В 1950 году у мастеров «Хохломской росписи» (так стала называться артель) формируется новый почерк, появляется тенденция к усложненности росписи, нарядности. В 1960 году артель перерождается в крупную фабрику «Хохломская роспись», происходит техническое переоснащение, вводятся в действие новые цеха. В 1964 году на базе предприятия создается творческая лаборатория, которую возглавила художник Е. Н. Доспалова. Разрабатываются новые формы изделий и виды письма, адаптированные к быту горожан. Многочисленные всемирные выставки в Монреале (1967г.), Осаке (1970г.), Париже, на ВДНХ приносили в копилку фабрики награды и дипломы и делали ее всемирно-известной. В 1992 году предприятие открывает подразделение по производству матрешки, 1993 году – мастерскую миниатюрной росписи, в 2004 году – участок живописи. В 2014 году городу Семенову присваивается статус столица Золотой хохломы. С этого же года начинается Международное фестивальное движение «Золотая хохлома». В 2015 году запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.

Хохломская роспись по дереву

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

(роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.

В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы. Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением. Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.

Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.

Хохломская роспись

Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Хохломская роспись

Как появилась деревянная ложка?

Как убрать запах с деревянной эко посуды?

Деревянная расписная посуда по сей день остается популярной. Это несмотря на то, что, казалось бы, таким предметам быта уже не место в современных домах. Ведь существует масса более практичных материалов, которые имеют гораздо более длительный срок эксплуатации. Хохломские изделия и сегодня остаются довольно стильным и ярким украшением интерьера. К тому же, такие изделия можно использовать по прямому назначению. Например, кухонная утварь с хохломскими узорами будет сочетать в себе не только красоту, но и экологичность.

Хохломская роспись может быть нанесена на разные предметы. Очень популярны кухонные наборы, а также отдельная кухонная утварь. Но не менее часто такой вариант узора используется для окрашивания мебели, предметов интерьера и декора.

Всю красоту и насыщенность хохломских узоров оценили даже в мире высокой моды. Подтверждением тому является использование некоторых элементов хохломской росписи для создания целых коллекций модной одежды. Благодаря созданию таких оригинальных и ярких образов в дальнейшем хохломской народный промысел нашел применение также в других областях. Например, нередко узоры наносят на автомобили или даже бытовую технику.

Благодаря применению технологии хохломской росписи обычную деревянную посуду удается превратить в произведение искусства. Чтобы придать помещению уютную атмосферу, необходимо добавить к нему немного изделий с хохломой. Они обладают духом хохломы и сразу же ассоциируются с древним народным промыслом. Поэтому интерьер становится интереснее и ярче. Можно использовать кухонную утварь по назначению, в таком случае уютная атмосфера воцарится за обеденным столом.

Существует несколько вариантов росписи родом из Нижегородской области. Можно встретить хохломские и городецкие узоры. В чём различие двух этих техник?

Хохломская роспись

Такой народный промысел как хохломская роспись появился в селе Хохлома, которое раньше находилось в Нижегородской губернии. Сперва изготовление расписной деревянной посуды было налажено таким образом, что покупать эти изделия мог только Царский двор. Но уже позже посуда стала настолько популярна, что её покупали не только для Царского двора, но и в качестве сувениров и кухонной утвари для быта. В XIX веке наблюдается пик развития хохломского искусства. Рост популярности хохломы связывают с появлением в различных странах кустарных мастерских, которые пытались подделывать изделия с хохломскими узорами. А всё потому, что хохломская роспись была продемонстрирована на нескольких больших международных выставках, и очень полюбилась не только русскому покупателю, но и иностранцам.

Характерной особенностью хохломской росписи является использование растительных орнаментов для украшения разных заготовок. На поверхности деревянного изделия может быть изображен цветок, ягоды и их листья, а также различные веточки. Гораздо реже в художественной росписи используется изображения животных и птиц. Но всё же можно встретить изделия в форме жар-птицы, которая является символом хохломы.

Художественная роспись предполагает использование лишь нескольких оттенков красного, зеленого и золотого цвета. Изредка в заготовках присутствует белый цвет, который позволяет немного оживить узор.

Городецкая роспись

Городецкая роспись родилась в Поволжье. Сразу в нескольких селах местные умельцы с помощью резьбы украшали деревянные предметы, а затем наносили на них орнамент. Со временем на изделиях стали использовать только роспись без нанесения дополнительных резных элементов. Пик популярности городецкой росписи пришелся на вторую половину XIX века. То есть данный вид художественной росписи стал известен уже позже, чем хохломская роспись. Для украшения декоративных элементов, а также предметов быта использовали разные интересные мотивы. Отличительной особенностью городецкой росписи является использование бытовых сцен, а также образов связанных с Нижним Новгородом для росписи изделий. Также для городецкой росписи могут быть использованы цветочные мотивы, нередко изображаются кони и птицы, а также роспись может быть выполнена в сюжетном стиле.

Для городецкой росписи актуальны другие цвета, нежели для хохломской. Здесь чаще используется голубой цвет и его оттенки, а также розовый и оттенки красного. Немного реже используется зеленый и черный цвета.

Сегодня остается популярным нанесение росписи на разные деревянные предметы. Причём расписывают с помощью древнего народного промысла не только кухонную утварь. Различные предметы интерьера, а также сувенирные игрушки с хохломской росписью можно найти в продаже.

Посуда с хохломой

Расписанная красивыми узорами посуда может стать отличным украшением любой кухни. К тому же, такие изделия практически всегда могут использоваться по назначению. Например, можно приобрести целый набор хохломской посуды с различными тарелками, горшочками, ложками и чашками. Такие изделия обычно качественно изготовлены, защищены несколькими слоями лака и могут использоваться по назначению. Отличительной особенностью деревянной посуды является нулевая теплопроводность, что гарантирует долговечность таких изделий и комфорт от их эксплуатации.

Деревянная посуда может быть использована для подачи холодных и горячих блюд. Также можно в деревянной посуде без опасений оставлять соленья, кисломолочные продукты и другие блюда. А можно использовать деревянную посуду для хранения сладких продуктов и круп. Удобные горшочки закрываются специальными крышками и защищают таким образом содержимое от попадания в него насекомых и вредителей.

Игрушки с росписью

Наиболее известным представителем мира игрушек с хохломской росписью является матрёшка. Это изделие давно ассоциируется с русской культурой и народностью. Народный сувенир часто приобретают иностранцы, когда посещают страну по своим делам. Эта уникальная игрушка также умеет привлекать внимание детей, способствовать их развитию. Но можно использовать игрушку и в качестве элемента интерьера. Причем, сегодня изготавливаются наборы совершенно разного размера и с разным количеством кукол.

Расписанная народная игрушка выглядит ничуть не хуже, чем современные куклы. Только такое приспособление будет ещё и полезным для ребёнка. Ведь с раннего детства это позволит прививать любовь к русской культуре и традициям. К тому же, использование матрешки для игры будет своеобразным открытием для ребенка. Ведь ему предстоит узнать, что каждая кукла содержит в себе ещё одну куклу. Игра с матрешкой способствует развитию мелкой моторики рук, правильному восприятию цветов, а также развитию координации.

Семеновскую матрешку можно использовать в качестве сувенирной продукции. Такой памятный подарок отлично впишется в любой интерьер.

Для украшения пасхального стола можно использовать деревянные расписные яйца. Они выполнены в лучших традициях нижегородского народного промысла и сразу же дарят атмосферу праздника и уюта.

Хохлома – старинный русский народный художественный промысел. Название промыслу дало село Хохлома. В XVIII – начале XX века крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без золота. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и черного цвета с золотистым. Распространены типы росписи – «верховая» (красным и черным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Хохломская роспись изображает растительные формы, или травяной орнамент, связанный с традициями живописи Древней Руси.

Этот вековой народный промысел считается пластом российской культуры. Сказочно яркие игрушки хохлома были спутником многих поколений детей, не менее красиво расписанная посуда была единственным достоянием миллионов крестьянских семей.

Все поделки изготавливались вручную. Хохломская роспись по дереву – яркий пример кооперации, ведь сами изделия вытачивали одни, на прожиге и грунтовке специализировались другие, а росписью занимались третьи. Со временем разрозненные ремесленники начали объединяться в артели, где совершенствование мастерства протекало намного быстрее. Чтобы изготовить ложку, шкатулку или шар хохлома, требовалось все меньше времени, качество самих изделий и полноцветного рисунка только росло.

Наивысшего расцвета семеновские народные промыслы достигли в двадцатом веке, когда изделия заволжских мастеров получили широкое международное признание – иметь в своей коллекции деревянные изделия, расписанные оригинальными золотистыми рисунками, почитали за честь в Европе и Америке, Индии и Китае.

Окончательно знаменитый хохломской орнамент сформировался в первой половине прошлого столетия. Рисунок усложнился, приобрел ярко выраженную флористическую окраску, сюжетная канва все чаще становится фрагментированной, но каждый из таких фрагментов сливается с рядом стоящими сюжетами, образуя единую композицию. Существенно расширился и ассортимент: посуда и игрушки хохлома дополнились разнообразной домашней утварью, появилась чисто сувенирная продукция.

Если говорить о технологии изготовления декоративно-художественных хохломских изделий сейчас, то это по-прежнему в основном ручной труд, причем в приоритете – не массовые поделки, а индивидуализм и эксклюзивность. В качестве исходного материала используется древесина твердых пород, причем лучшим считается липа, характеризующаяся одновременно прекрасной пластичностью и отличной долговечностью. Спиленные бревна на протяжении года сушатся на открытом воздухе, еще три месяца сушке подвергаются болванки, из которых и вытачиваются заготовки. Лучшие куски идут на изготовление матрешек, ваз, заболонная часть древесины используется для изготовления посуды, из остатков вытачивают игрушки. Шар хохлома, в частности, и сегодня охотно используется в качестве новогоднего елочного украшения.

Вырезанные заготовки тщательно шлифуются, многократно сушатся, грунтуются, а непосредственно перед росписью покрываются порошковой алюминиевой краской. Заключительная обработка – высокотемпературное лакирование, при котором серебристый фон приобретает золотистый оттенок.

Хохломская роспись

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Технология «золотой хохломы»

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимает резцом излишек древесины и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала ее сушат. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Виды росписи

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое.

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник».

  • «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.
  • Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.
  • К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрина».

  • Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.
  • Разновидностью «фоновой»росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.

Хохломская роспись: история возникновения, техника выполнения хохломы, виды орнаментов. Интерьер под хохлому

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из дерева, ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» – чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.

Хохломские орнаменты

В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

Травка – имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

Пряник – чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап , наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Интерьер под хохлому

Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку». Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками.

Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит. Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью.

В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Хохломская роспись

Не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте.

Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области куда в XVII в. бежали из подмосковных земель старообрядцы последователи Аввакума не принявшего церковную реформу Никона. Пришельцы-переселенцы были знакомы с различными ремеслами, в том числе резали ложки, переписывали старинные книги. Им был известен способ золочения твореным золотом, т.е. растертым в порошок и смешанным с клейкими веществами. Следует отметить, что XVII-XVIII вв. русские иконописцы умели также имитировать золочение, употребляя вместо золота серебряный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым вареным льняным маслом (олифой), которая становилась похожей на золотую. Однако и серебряный порошок был дорогим для крестьян, поэтому деревенские художникииспользовали более дешевый – оловянный. Так хохлома, используя опыт иконописцев и мастеров церковной утвари, а также местные традиции посудного дела и явилась более поздним отражением искусства окраски дерева на Руси.

Со временем искусство хохломской росписи распространилось по всемуЗаволжскому краю. Само же село Хохлома Ковернинского района стало местом торжищ и базаров, где оптом продавали готовые расписные изделия, а мастера приобретали заготовки. В начале прошлого века кустари г. Семенова (И.И. и С.С. Юзиковы, А.П. и Я.И. Распопины, Я.Д. Красильников, И.Е. Тюкалов и др.) объединились в артели под руководством художника Г. Матвеева. В результате была создана школа росписи и токарного искусства, а Семенов превратился в столицу золотой хохломы. К 1919 г. были зарегистрированы Семинская, Новопокровская, Хрящевскаяи Мокушинская артели, объединившиеся в 1960 г. в один коллектив – фабрику «Хохломской художник», которая преобразована в 1991 г. в ОАО «Хохломской художник».

Главной темой хохломских художников является растительный орнамент с насыщенными красками осеннего русского леса. Однако в начале ХХ в. были попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком и даже с геометрическим орнаментом. Появились и новые технологии, составы красок, позволявшие надолго сохранять блеск изделий, чтобы продолжить их многолетнее использование их в быту. Золотой хохлому называют за ее характерных цвет и блеск, которые достигаются использованием алюминиевой краски и льняного масла, сплавляющихся при обжиге в печи при температуре около 300 °С.

Различают следующие стили росписи: кудрина («кудрявый» орнамент золотого и черного цветов, одним из источников которого стали старообрядческие рукописные книги с их заставками со сложными узорами в виде переплетенных растений, перехваченных колечками, украшенные золотом и подцвеченные киноварью)), травка (изображение ягод и зеленых листьев с волнообразным ритмом побегов), подфон (растительный орнамент на черном фоне), а так же редкие – древко и пряник. Идею создания в хохломской росписи древних славянских символических изображений выдвинул в середине 50-х годов прошлого века один из старейший художников хохломы – С.В. Веселов. Так, древний символ – «пряник», композиция которого включала изображение растительных волнообразных побегов, то расходящихся, то сливающихся в единую ветвь, каждый завиток стебля которой венчает гроздь ягод или алый цветок, являл собой солнышко.

К концу ХХ в.окончательно сформировался уникальный стиль хохломской росписи, предполагавший лишь растительные мотивы, допуская фигуры птиц и рыб.

Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо «фоновое», в котором узор золотой, фон черный или красный.

Традиции хохломской росписи в настоящее время продолжают фабрика ЗАО «Хохломская роспись» в Семенове, ОАО «Хохломской художник» и ООО «Промысел» в д. Семино Ковернинского района. В историю хохломы вошли имена патриархов хохломской росписи: братьев Ф.Ф. и С.Ф. Красильниковых, братьев А.Г. и Н.Г. Подоговых, А.М. Серова, Ф.А. Бедина, С.П. Веселова. Продолжают их традиции народные художники России, лауреаты Гос. Премии России им. И.Е. Репина В.А. Удалова, А.С. Карпова; заслуженные художники России О.Н. Веселова, Н.Г. Тимачева, Е.А. Лямина, Н.П. Пешехонова, Т.А. Касаткина и др.

Профессиональную подготовку художников росписи по дереву проводит в г. Семенове ГБОУСПО «Семеновский индустриально-художественный техникум», имеющий Воскресенский филиал.

Хохлома – технология изготовления

Производство деревянных изделий с Хохломской росписью состоит из нескольких этапов.

Прежде всего, необходимо сделать грубые бруски-заготовки из дерева. Это называется «бить баклуши». Затем мастер при помощи токарного станка снимает с заготовок излишки древесины и придает им нужную форму. Так появляются различные изделия: резные ковши, чашки, ложки, шкатулки. Неокрашенные изделия называются основой или «бельём».

После сушки основу покрывают жидкой очищенной глиной – «вапой», которая сохнет около 7-8 часов. Далее основа покрывается несколькими слоями олифы (льняного масла). Этот этап очень ответственный, так как от него в дальнейшем будет зависеть качество росписи и посуды в целом. Олифу наносят вручную специальным тампоном из вывернутой овечьей или телячьей кожи, быстро втирая ее в поверхность изделия. В течение дня эту операцию повторяют 3-4 раза. Последний слой олифы сушится до «небольшого отлипа», так чтобы олифа слегка прилипала к пальцу, но не пачкала его.

Следующий этап – обработка поверхности изделия для придания ему серебристого или золотистого цвета. Для придания заготовке серебристого оттенка в ее поверхность при помощи тампона из овечьей кожи втирают алюминиевый порошок. Процесс этот называется «лужением». Лужение придает заготовкам красивый бело-зеркальный блеск. Для получения золотистого цвета на деревянную заготовку наносится серебристо-оловянный порошок, затем заготовку покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи до получения медово-золотистого оттенка.

Итак, изделия готовы для росписи. В Хохломской росписи применяются масляные краски. Её характерными цветами являются красный и черный (киноварь и сажа). Также в узорах можно встретить коричневый, светло-зеленый и желтый цвета.

Выделяется два вида росписи – «верховая» и «под фон». При «верховой» росписи рисунок наносится на серебристый фон. Сначала рисуется основная линия – криуль, на которую затем «насаживают» различные элементы: листочки, усики, завитки, капельки (красным и черным цветом).

При росписи «под фон» сначала прорисовывают контур орнамента, а затем закрашивают фон черным цветом. Листочки и цветки при этом остаются золотыми.

Основные орнаменты, использующиеся в Хохломской росписи:

пряник (квадрат или ромб внутри чашки или блюда, украшенный стебельками, ягодами, цветами);

травка – узор из крупных и мелких травинок;

кудрина – листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне;

крап: узор наносят специальным штампиком, изготовленным из пластинок гриба-дождевика или свернутым кусочком ткани.

Стоит отметить, что все изделия расписываются вручную и узор нигде не повторяется.

Заключительным этапом является покрытие изделий специальным лаком для получения золотистого оттенка. Лак наносится в 4-5 слоёв с промежуточной сушкой каждого слоя, затем изделия закаливают в печи при температуре 150-160 градусов в течение 3-4 часов до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.

Так рождается «золотая» Хохлома.

Подробнее о Хохломской росписи читайте в статье Русские ремесла. Хохлома

Летний луг круглый год

Хохломская роспись

Знаменитой хохломе около 300 лет. Своему появлению роспись обязана старообрядцам, которые обосновывались на левобережье Волги после церковной реформы. Они стремились сохранить традиции иконописи, и в поисках доступной замены сусальному золоту нашли способ тепловой обработки металлизированного алюминиевого и оловянного порошка с применением олифы. Так появилось уникальное хохломское золото, а сама технология золочения дерева постепенно перешла в быт — стали делать посуду, мебель и предметы декора.

Технология по-прежнему включает в себя пять операций. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают детали мебели, посуду, вырезают ложки и ковши. Потом изделия сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета. Затем похожие на глиняные заготовки пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Так они становятся матово-блестящими, будто серебряными, и в таком виде поступают в цеха росписи. В хохломе всегда используется только четыре цвета: красный, черный, зеленый и желтый. Настоящая хохлома не имеет начала и конца: нельзя понять, где узор начинается и где заканчивается. Расписанные изделия два-три раза покрывают пищевым лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Так они превращаются в золотые. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

С годами хохломские узоры менялись незначительно, но есть исключения. В 1980-е годы, благодаря певице Людмиле Зыкиной, появилась новая хохлома. В знак благодарности за газификацию предприятия певице подарили хохлому с ее любимыми ландышами. Как в традиционный узор вписать эти нехарактерные цветы, художницы думали несколько месяцев и в итоге рассыпали цветы по зеленому фону. Пять лет ушло на то, чтобы доказать искусствоведам сочетаемость новой росписи с традициями, и сегодня на зеленую хохлому приходится около 30% товарооборота семеновской фабрики.

Городская и деревенская

Существует две традиционные школы хохломской росписи — семеновская и ковернинская. Семеновскую хохлому называют городской, здесь мастера склонны к тонким и витиеватым узорам, сложному орнаменту. Ковернинскую называют деревенской хохломой, для нее характерны раскрепощенный узор, свободные кистевые мазки.

Поначалу хохломская роспись была делом исключительно мужским: зимой, с октября по март, крестьяне севера Нижегородской области пытались занять свое время с пользой для заработка. Женщины взялись за кисти после двух войн прошлого столетия, и хохлома стала другой — более художественной,затейливой, витиеватой.

«Хохлома — это бренд»

Генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина — о том, как отличить настоящую хохломскую матрешку от китайской подделки, у кого из семеновских художников Денис Симачев «срисовал» хохломской узор и как фабрика с 300-летней историей ищет баланс между сохранением традиций и финансовой стабильностью.

Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru