Холодный батик

0

Содержание:

Холодный батик

Техника холодного батика

Техника холодного батика

Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.

При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.

Роспись ткани

Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

  • Перенос эскиза на ткань.

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

  • Нанесение резервирующего состава.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

  • Работа в цвете.
  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
  • Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

  1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
  2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
  3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Холодный батик для начинающих

Снова приветствую вас, друзья! Итак, начинается набор на мастер-классы, которые начнутся в сентябре 2016г.

Основной МК – это:

1. Мастер-класс “Холодный батик для начинающих. Основы и знакомство с техникой. Панно.” – для тех, кто ещё ни разу не пробовал расписывать ткань. Доступный и не сложный урок, несколько эскизов на выбор. Вы научитесь владеть инструментом, наносить составы на ткань, узнаете о видах брака и методах их исправления. Итогом этого занятия станет уже ваше собственное первое изделие – панно на шелке 20х30 см. с растительными мотивами.

Продолжительность занятия – 3 часа. Стоимость занятия 600 руб. м. Домодедовская (5 минут ходьбы от метро).

Поскольку есть вопросы о том, какие ещё можно посетить МК, продолжив занятия, описываю сразу возможности программы мастер-классов: после этого первого занятия вы можете при желании выборочно посетить следующие мастер-классы (2,3,4), и изучить другие приемы и техники росписи.

2. Мастер-класс “Холодный батик с элементами свободной росписи. Платок.”. Для тех, кто уже прошёл первое занятие. На этом МК вы ознакомитесь с приемами цветовой растяжки, придания объема плоскостному изображению и дополнительными эффектами. Всё это вы будете изучать, делая ваше следующее изделие – шелковый платок 60х60 см. Продолжительность занятия – 3-3,5 часа. Стоимость занятия уточняется. м. Домодедовская

3. Мастер-класс “Горячий батик. Основы и знакомство с техникой. Панно.” На этом занятии вы познакомитесь с совершенно иной техникой росписи с использованием горячего воска, которую вы будете применять на вашем следующем изделии – панно 20х30 см. Продолжительность занятия – 3 часа. Стоимость занятия 600 руб. м. Домодедовская

4. Мастер-класс “Узелковый батик. Узелковый батик в сочетании с холодным и горячим батиком. Смешанная техника”. На этом мастер-классе вы будете учиться завязывать узлы и изобретать новые узоры с последующей их доработкой с помощью уже известных вам техник. Изделие – платок 60х60 см. Продолжительность занятия – 1 день теория и узлы (2 часа), 2 -й день – доработка изделия (2-3 часа). Стоимость занятия уточняется. м. Домодедовская

Мастер-классы рассчитаны на возраст 12+, горячий батик – 15+.

Все ваши изделия после занятия принимаются на запарку (закрепление красителей) бесплатно.

Все занятия проходят в мини-группах 2-5 человек (возможно проведение для организованных групп с другим количеством участников, индивидуальных занятий, а также выездных мастер-классов).

Все необходимые материалы и инструменты предоставляются.

Мастер-классы провожу лично, без замен, художник росписи по ткани 5-го разряда, общий стаж 15 лет, Член Творческого Союза художников России, Профессионального Союза художников России.

Место проведения №1- рядом с метро Домодедовская (Москва).

Место проведения №2 – рядом с метро Арбатская (уточняется)

Запись обязательна! Задать интересующие вопросы и записаться можно позвонив по телефону или написав сообщение (WhatsApp, Viber) 8 (909) 646-10-38, Вера. А так же, написав на эл. почту avangard-gallery@bk.ru

При записи на МК, пожалуйста, отметьте удобное вам время посещения для формирования группы:

Техники росписи по ткани: горячий, холодный и узелковый батик

Существует множество различных технологий и видов украшения тканевых изделий. Одним из них является холодный батик. Это очень необычная и красивая техника, которая дорого ценится на рынке профессионалов. Она берет свое начало ещё в древности, а ее название означает «капля воска» на древнеиндийском языке.

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

Виды росписи по ткани

Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:

  1. Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
  2. Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
  3. Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
  4. Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
  5. Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.

Самодельные батиковые изделия

Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.

Материалы и инструменты

Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.

Для работы понадобится:

  1. Материя, на которой будет выполняться рисунок. Подойдут тонкие лёгкие ткани, такие как шелк или батист. Плотные материалы нежелательны, так как резерв может не полностью пропитать ткань и оставить нежелательные разводы.
  2. Подрамник, пяльцы или рамка для закрепления ткани. Для работы с краской материя должна быть равномерно натянута и закреплена на поверхности.
  3. Краски по ткани. Они продаются в специальных магазинах для творчества. Можно приобрести целый набор для батика, в который также будет входить резервная жидкость и стеклянная трубочка для ее нанесения.
  4. Кисточки. Лучше использовать мягкие: беличьи или синтетические.

Когда все материалы и инструменты готовы, можно начинать работу.

Изготовление шаг за шагом

Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.

Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.

После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.

Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.

Материю снять с подрамника или пялец и обработать термически, чтобы краска не смывалась.

Есть несколько способов ее закрепления:

  1. Запекание в духовке. Изделие оборачивается в хлопчатобумажную ткань и ставится в холодную духовку, постепенно разогревающуюся до 150 градусов, на 15−20 минут. После чего духовку нужно выключить, а изделие вынимать не раньше чем через час.
  2. Запаривание на водяной бане. Этот вид обработки изделия более сложный, так как поделка не должна контактировать с водой или паром. Для этого не нужно несколько раз обернуть в бумагу или ткань.
  3. Если нет возможности применить ни первый, ни второй способ, то можно просто прогладить изделие утюгом с обратной стороны. Режим глажки должен соответствовать типу ткани. На каждые 10 сантиметров ткани нужно уделять 3−5 минут интенсивного проглаживания.

Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.

После работы с резервом и красками по ткани в целях безопасности помещение нужно проверить, а руки и инструменты тщательно вымыть с мылом.

Узелковый способ

Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.

При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.

Если она будет теплой, то ткань, скорее всего, прокрасится лучше.

После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.

Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик — это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.

Холодный батик. Техника

В статье Батик: техники и виды мы рассматривали существующие технологии древнего искусства росписи ткани.

Остановимся подробнее на технике холодного батика.

По традиции холодный батик выполняли на натуральных тканях — шелке, шифоне, но новичкам можно для начала попробовать и искусственный шелк, к примеру. Набивши руку, можно переходить на дорогие ткани.

Начинающим батичистам рекомендуется пробовать именно этот вид росписи.

Здесь не нужно применение высоких температур (что более безопасно), есть готовые резервы и контуры (что значительно упрощает работу).

Для начала вам нужно купить все необходимые для батика материалы для батика и Инструменты для батика.

Холодный батик похож на рисование акварели — те же аккуратные прикосновения Кистями для батика к поверхности ткани, размытость цвета, только во избежание подтекания краски, мы должны ограничить наш рисунок контуром. Он не позволит цвету выйти за пределы рисунка.

Итак. После того, как вы натянули ткань на подрамник (об этом можно прочитать подробнее в статье Мой первый урок по батику), наносим на ткань заранее подготовленный рисунок.

Сделать это просто: под ткань подкладываем наш рисунок и переводим его простым мягким (!) карандашом.

Наносим резерв:

Здесь на рисунке вместо контура используется специальное приспособление (типа чантинга) с резервом внутри. Мы же купим в магазине для художников специальные резервы и контуры для батика, типа таких:


Аккуратно выдавливая из тубы резерв или контур, мы стараемся наносить его прямо по линии рисунка. Движения наши должны быть плавными, резерв должен лечь без разрывов, иначе краска вытечет за его пределы.

Потом ткань с нанесенным на нее резервом должна высохнуть. Обычно на это требуется около получаса. Если сомневаетесь — не потечет ли краска за пределы контура, можете смочить кисточку водой и нанести внутрь контура. Подтеков не появилось? Значит, все сделано правильно! Там где капли воды просочились «через стены» — аккуратно добавляем резерв или контур (латаем дыры).

Холодный батик: техника выполнения рисунков на ткани и способы окрашивания на примере мастер-класса по созданию панно «Лилии» и видео-уроки по росписи ткани

Роспись по ткани, или батик, очень древнее искусство и насчитывает не одну сотню лет, но, несмотря на это основные принципы росписи, которые лежат в его основе не меняются. Так давайте рассмотрим мастер-класс по изготовлению холодного батика с интересной техникой выполнения на панно!

Родиной батика, как и натурального шелка, считается Китай, так как традиционно расписывалась именно шелковая ткань, да и самые ранние упоминания о красителях для ткани нашли именно в китайских текстах. Уже из Китая искусство такой росписи вместе с шелком, красками и технологиями окрашивания распространилось по всему миру и обрело огромную популярность.

Традиционно для того, чтобы краски не растекались по ткани, а оставались в четко очерченных границах, использовали горячий воск (горячий батик), но работа с ним довольно затруднительна, поэтому этот вид батика не был так популярен. С развитием химической промышленности, когда стало возможным использование холодного резерва, техника выполнения росписи по ткани стала доступна практически любому желающему, и поэтому приобрела огромную популярность и большое количество поклонников.

Для работы используется в основном шелковая ткань, но так как это достаточно дорогая ткань, на начальном этапе можно взять менее дорогие материалы – шифон, батист, тонкий поплин.

Учимся делать холодный батик с разбором техник выполнения

В отличие от многих видов рукоделия холодный батик требует значительных материальных затрат, определенных художественных навыков и знаний о реакциях проходящих между красками, иначе вместо красивых красочных переливов можно неожиданно получить черное или серое пятно. И если художественные навыки можно компенсировать, используя готовые трафареты и картинки, то о красителях придется почитать специальную литературу.

Итак, для работы нам понадобится:

  • Рама, или пяльцы в зависимости от размера вашей картины;
  • Ткань, которую можно купить метражом или использовать готовые платки и шарфы;
  • Степлер для крепления материала на раме;
  • Эскиз на бумаге (если ваши художественные навыки позволяют, то рисунки можно сразу наносить на ткань);
  • Карандаш;
  • Резервирующий состав;
  • Стеклянная трубочка для резерва;
  • Краски для росписи и кисти.

Этапы изготовления панно:

Создание любой картины начинается с эскиза и батик не исключение. Если вы только начинаете осваивать этот вид искусства, то рекомендуем выполнить эскиз на листе бумаги, соответствующем размеру картины. При этом контуры следует хорошо прорисовать фломастером, чтобы они были видны через ткань.

На этом этапе необходимо натянуть ткань на подрамник. Это можно сделать с помощью обычного канцелярского степлера – обычно его скобы достаточно легко входят в дерево подрамника. Ткань следует натягивать очень аккуратно и равномерно, чтобы не было провисаний и перекосов.

Далее необходимо перевести рисунок на ткань – для этого подкладываем эскиз под подрамник с тканью, так чтобы был виден рисунок (можно в центр подрамника подложить книгу, подходящую по толщине) и с помощью карандаша, легкими линиями по направлению от центра к краям переносим рисунок на ткань.

На этом этапе необходимо обвести рисунок резервирующим контуром. Для этого используется специальная стеклянная трубочка и хоть сам резерв продается в баночке со специальным носиком, специалисты рекомендуют использовать именно трубочку. Не набирайте слишком много резерва, иначе он будет слишком быстро вытекать и может оставить некрасивые капли. Контуры необходимо провести очень аккуратно, без разрывов иначе в процессе росписи краски будут затекать на другие участки рисунка и это уже никак нельзя будет исправить. После того как резерв нанесем необходимо подождать около часа пока он хорошо просохнет.

После резервирования контуров начинаем роспись ткани. Для начала можно проверить их замкнутость с помощью обычной чистой воды – если обнаружено затекание проводим еще раз в этом месте резервом. При этом необязательно дожидаться пока просохнет ткань – при росписи по сырому материалу краска плавно и красиво смешивается с другими тонами.

Расписывать ткань начинаем с самых светлых участков, постепенно переходя к темным, при этом краску наносим не слишком близко к контуру – она все равно растечётся. Не смешивайте в одном элементе более трех красок, иначе может получиться грязь.

После росписи мелких и более светлых элементов рисунка приступаем к окрашиванию остальной ткани. В случае с нашим панно это фон. Для этого нужно приготовить необходимое количество краски и большой кистью по сырой ткани окрасить необходимую площадь, так чтобы краска не успевала высыхать, иначе будут некрасивые стыки и разводы. Если картина слишком большая и за один раз окрасить ее сложно, то разделите рисунок на несколько частей с помощью декоративных элементов или капните чистой водой на сырой фон в месте образования разводов – в этом случае краска высветлится ровным пятном. Можно также использовать крупинки мочевины для высветления краски или соли – для сгущения.

Технология выполнения картин в технике батика достаточно трудоемка, требует аккуратности, точности и значительных финансовых затрат, но картины выполненные в этой технике являются настоящим произведением искусства, которые невозможно скопировать и повторить. В настоящее время помимо холодного батика существуют и такие виды росписи как горячий и узелковый батик, но техника холодной росписи пользуется наибольшей популярностью, особенно при создании тематических картин.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с несколькими видео сюжетами по изготовлению различных изделий в технике холодного батика, которые помогут вам освоить этот интересный вид рукоделия и вдохновят вас на создание новых неповторимых шедевров.

Техника “холодного батика”

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.

Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (. не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

Холодный батик

Холодный батик – наиболее безопасная и простая техника батика, поэтому она в высшей степени популярна, как в Европе, так и в России.

Холодный батик традиционно выполнялся на шелковых натуральных тканях. Такая роспись смотрится очень красиво и лаконично. При росписи холодным батиком можно пользоваться акварельными и лессировочными техниками заливки, и, кроме того, применять всевозможные солевые эффекты. Однако, при воплощении ваших фантазий возможны неожиданные неприятные сюрпризы. К примеру, в руках новичка красители на ткани могут дать серые или черные цвета. Поэтому понадобится не только художественный вкус и богатая фантазия, но и опыт, и даже чутьё.

Для холодного батика используется прозрачный резерв на основе бензина, который продается в специальных флаконах или тюбиках, приспособленных для аккуратного нанесения.

Как правило, применяется техника с нанесением контурных линий, позволяющая впоследствии предотвратить растекание красок по тканевой поверхности. Для этого, понадобится сосуд из стекла, в который переливается прозрачный резерв. Из сосуда он всасывается в трубочку, которой будет наноситься на поверхность ткани. При этом можно воспользоваться резиновой грушей. Затем загнутым кончиком трубки проводят по ткани, создавая контур рисунка. Скорость ведения определяется плотностью ткани, вязкостью резерва, диаметром трубочки.

После высыхания резервного состава приступают к нанесению красок. Это – наиболее трудоемкий процесс в технике холодного батика. Краски при работе с шелком ведут себя очень непослушно, разливаясь по ткани. Чтобы предотвратить эту и некоторые другие неприятности, следует не допускать определенных типичных ошибок. К примеру, если из стеклянной трубочки не вытекает резерв, это означает, что кончик трубки закупорился, и его нужно прочистить бензином. Им же можно разбавить резерв, но не слишком усердствовать, чтобы он не получился чересчур жидким.

Для росписи холодным батиком лучше всего подойдут поролоновые тампоны или мягкие кисти. Начинать роспись лучше со светлых участков, так как ошибки там исправить проще, закрасив неудачное место темным цветом. Как правило, при холодном батике применяют свободную и акварельную роспись. В последнем случае можно пользоваться контрастными цветами, двумя близкими тонами или даже смешать краску с водой. В отличие от акварели, при свободной росписи контуры не используются, поэтому ткань при подготовке приходится грунтовать уплотнителем.

По окончании росписи выполняется фиксация, ткань промывают в теплой воде и полощут в холодной. Если речь идет об аксессуаре (парео, шаль, платок), края обрабатываются, если же выполнялось панно – оно оформляется в багет.

Холодный батик техника выполнения

Холодный батик — это роспись ткани специальными красками. Эта техника позволяет создать красоту из ничего. Даже ребенок может овладеть ею. Мастера создают настоящие шедевры на палантинах и других тканях. Как же обучится росписи холодный батик? Техника выполнения заинтересует не только взрослого, но и ребенка старшего дошкольного возраста.

Почему же холодный батик? Дело в том, что при использовании техники наносится резервирующий слой, который позволяет краске не растекаться, он грубо отделяет одни цвета от других. Горячий батик, при помощи расплавленного воска, создает отдельные детали и линии. Контур как таковой не нужен. Рисунок получается более нежным.

Холодный батик техника выполнения, для начинающих

Чем нужно запастись?

Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется:

  1. Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить.
  2. Краски для холодного батика — акрил или гуашь.
  3. Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Из всех материалов, он самый дорогой.
  4. Стеклянная трубочка. Именно ей наносится резервирующий состав. Они бывают разной толщины. Для новичков подойдет средний диаметр. Слишком тонкая оставляет слабый след и не всегда можно рассмотреть проведена линия или нет
  5. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань. Подойдут пяльцы для вышивания крестиком.
  6. Кисточки берут как натуральные, так и синтетические.
  7. Палитра для разведения краски.
  8. Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.
  9. Трафарет. Первый раз всегда сложный. Стоит подобрать подходящий шаблон.

Ход работы по созданию рисунка на ткани по технике холодный батик

Подобрав подходящий рисунок и ткань можно приступать к процессу рисования:

  1. Прежде всего, закрепляем полотно на раму – гвоздики, булавки, нитки и скрепки помогут нам. Ткань не должна провисать. Иначе резервная линия получится не ровной, и отразиться на рисунке. Можно закрепить на пальцах.
  2. Карандашом наносим рисунок. Лучше через трафарет или подложив шаблон под ткань, если просвечивается.
  3. Обводим контур бесцветной краской через трубочку. Не нажимаем сильно, касаемся ткани только концом. Наносим аккуратно и один раз, следует обратить внимание на то, что контур должен быть замкнутым. Если этого не сделать, краска перемешается и исправить оплошность не выйдет! Не торопитесь, состав должен впитаться в ткань.
  4. Закончив обводку, оставляем работу сушиться на час. Ткань обязательно должна подсохнуть иначе результат будет неприятным. Повесть его на балконе, пусть проветрится от запаха краски. После этого, проверьте целостность контура, если есть ошибки, подкорректируйте и снова отправьте сушиться. Для более точных результатов разведите мыло с водой и этим раствором, кисточкой, пройдитесь по границам. В случае «халтуры» — вода просочится.
  5. На этом работа с резервом завершается. Трубочку необходимо промыть бензином или уайт-спиритом и оставить сушится.
  6. Далее мы начинаем наносить краску. Можно брать как концентрированную смесь, так и разбавленную. Второе значительно лучше. Оно даст более нежный результат для пастельных работ.
  7. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой.
  8. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.
  9. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.

Что делать с работой дальше решать самостоятельно: повесить в рамочку или носить. Во втором случае необходимо закрепить краску и обработать ткань паром.

Холодный батик.

При работе с холодным батиком используют те же анилиновые красители, что и для горячего батика. Для росписи также применяют и природные красители, получаемые из трав, корней и плодов различных растений.

Горячий батик хорошо выходит при использовании хлопчатобумажных тканей или штапеля, а холодный желательно делать на тонких шелковых тканях: крепдешине, туали, шифоне, крепжор-жете.

Этот вид росписи имеет свою оригинальную специфику. Во-первых, для работы приготавливают резервирующую смесь (под которую не затекает краска), состоящую из резинового клея (чаще всего мы покупаем его в хозяйственных отделах и магазинах в любой расфасовке) и бензина (выше уже говорилось о том, что бензин должен быть очищенным, поэтому мы его также покупаем в хозяйственных магазинах, упакованным в бутылки) с добавлением 10% парафина. Как видим, в холодном батике парафина используется совсем немного: 1/10 от всего состава смеси.

Процентное содержание бензина приходится варьировать, то увеличивая, то уменьшая. Это зависит от густоты резинового клея. Сложно говорить о реальном числовом соотношении этих составных частей. В готовом виде смесь должна быть достаточно жидкой и обладать свойствами текучести: не иметь комков, не быть густой, как кисель на тарелке; а растекаться равномерно и плавно. Она может легко всасываться в тонкую стеклянную трубочку.

При выполнении росписи в технике холодного батика используют в качестве основного инструмента тонкие прозрачные лабораторные трубочки. Роспись производят при помощи этой трубочки, заполненной вышеописанной смесью. Кончик у трубочки должен быть немного утонченным. Его также можно загнуть немного на огне самостоятельно, чтобы было удобнее пользоваться. Такие трубочки когда-то применяли при выполнении чертежей и назывались они «стеклянный рейсфедер». Но наша трубочка должна быть в 2—3 раза длиннее. Этот инструмент называется «пипетка лабораторная». Ее можно купить в магазинах химической посуды, магазинах учебных пособий для школ. Подобные трубочки используются в медицинских химических лабораториях.

При составлении смеси (бензин, резиновый клей и парафин) необходимо принимать меры противопожарной безопасности, так как она может легко вспыхнуть при соприкосновении с открытым огнем. Сосуд (жестяную банку из-под консервов, старую эмалированную кружку или небольшую кастрюлю) нужно ставить не прямо на огонь, а в емкость с горячей водой, чтобы ускорить растворение парафина.

У нас уже есть разведенные краски (как их разводить, говорилось выше), резервирующая смесь, куплена шелковая ткань, приобретены стеклянные трубочки. Как же проходит сам процесс росписи в технике холодного батика?

Сначала делают предварительный рисунок — композицию будущей работы. Профессиональные художники, бывает, осуществляют роспись по материалу прямо без заготовленного эскиза, а как душа пожелает.

Узор выполняют на бумаге в натуральную величину, затем переносят его на тонкую просвечивающуюся ткань путем подкладывания бумаги под текстильный кусок. Чтобы рисунок был лучше виден, контуры обводят простым карандашом или тушью подходящего тона на ткани.

Перед тем, как начать обводить силуэт, материал необходимо смочить водой при помощи куска ваты или мягкой чистой тряпки, тогда краска лучше будет впитываться и меньше останется не-прокрашенных или недокрашенных мест, она станет растекаться равномерно.

Процесс нанесения узора состоит в следующем: в стеклянную трубочку губами втягивают приготовленную резервирующую смесь, с другой стороны трубочку закрывают пальцем. Теперь рисуют ею как карандашом, обводя те части композиции, которые затем заполняются краской.

Для тех, кто никогда не пробовал рисовать трубочкой с жидким раствором, лучше всего взять простой узор и попробовать нанести его на небольшой кусок ткани. Например, использовать как основу орнамент детской мозаики, состоящей из треугольников, клеточек-шашечек, различных ритмически повторяющихся ромбических узоров, трапециевидных мотивов .

Такую композицию можно нанести на разложенную на столе длинную полоску ткани, из которой потом сделать пояс или завязать из этой полоски бант для крепления на заколку, брошку, пояс. А можно нарисовать многогранники неправильной формы, заполняемые затем различными: красочными пигментами.

При работе трубочкой узор получается такой, как будто он сделан пером и тушью. Это позволяет в холодном батике воссоздать, симитировать старинные восточные и итальянские ткани. Графический контурный рисунок напоминает черно-белые книжные иллюстрации, выполненные в различных техниках печатной графики (гравюра на дереве, металле, линолеуме). Все части и детали оказываются обведенными тонкой белой линией.

Правда, иногда резкая белая полоса обводки вокруг изображения нежелательна. Эта четкость просто не нравится автору или чисто композиционно сильно контрастирует с теми цветовыми пятнами, которые образуются в ячейках после заливки. Тогда в смесь резервирующего раствора добавляют масляную краску любого нужного цвета.

Обводить орнамент или другие композиции, то есть создавать подготовительный контур для заполнения его краской, необходимо без ошибок, очень тщательно доводя линию до сочленения с другой, потому что, когда начнется окрашивание получившихся плоскостей (ячеек), в просветы может просочиться жидкий анилиновый краситель.

Если вдруг получится в каком-либо месте нестыковка линий — результат небрежности и неаккуратности, — то краски могут смешаться, затекая на соседнюю площадь, предназначенную для другого цвета. Не всегда это получается красиво, а часто просто портит рисунок и общее впечатление.

Конечно, у каждого вида росписи ткани свои особенности и узнаваемые черты. Холодный батик обычно исполняется без живописных затеков и так называемых «растяжек», когда один цвет плавно переходит в другой через размытые границы между ними, это более характерно для горячего батика и свободной росписи кистью.

Различные краски заполняют обведенные резервирующим составом площади на поверхности ткани. Даже если ячейки отделены друг от друга, все равно следует помнить, что не стоит наносить все краски одновременно. Лучше подождать, когда нанесенные пигменты высохнут, а затем приступать к окраске следующего тона. Желательно окрашивать материал, начиная с самых темных цветов и заканчивая светлыми.

Так лучше видно соотношение света и темноты, отдельных цветовых пятен друг с другом, видно, как меняется темный тон при высыхании.

Процесс нанесения резервирующего состава и краски можно повторять несколько раз, как при работе горячим батиком, добиваясь большего разнообразия и сложности цветосочетаний. Когда состав перекрывает первоначально нанесенный контур и соответственно перекрываются тона заполненных красками плоскостей, то получается очень насыщенный сложный многоцветный узор, особенно, если рисунок состоит из мелких составных частей и изобилует деталями.

Холодный батик имеет одно очень важное преимущество перед горячим, заключающееся в том, что после окончания росписи смесь резинового клея с бензином и парафином снимать не нужно: бензин выдыхается на воздухе сам и состав делается незаметным на ткани. Состав бензина, резинового клея и парафина является основой или вспомогательной частью рисунка, благодаря ему рисунок становится более ажурным. тонким по силуэту и напоминает дорогое кружево.

Можно ограничить роспись резервирующим составом, используя эффект подкрашивания его самого каким-либо пигментом, а в отдельных местах композиции расцветить получившийся орнамент «глазками» ярких праздничных тонов: оранжевого, розового, желтого,алого.
Сам характер рисунка, выполняемого в технике холодного батика, во многом отличается от рисунка, полученного при работе горячим батиком. В первом случае (холодный батик) контур в композиции является необходимым основополагающим элементом, а во втором (горячии батик) — узор непосредственно соприкасается с фоном, часто переходя в него, создавая сложные, перетекающие друг в друга цветовые пятна, а четкии контур вводится лишь по необходимости, по замыслу автора. Отсюда и различный характер узора. В холодном батике он графически определенный, а в горячем батике — более живописный с размытыми расплывчатыми краями, цветовыми разводами и затеками, как будто прошел дождик, и краски «расплылись».

Простота процесса росписи, доступность ингредиентов резервирующей смеси и красок позволяют заниматься украшением тканей широкому кругу любителей с разной степенью художественной подготовки. Как уже говорилось, в росписи можно использовать уже готовые графические, живописные произведения, переводимые по клеточкам из различных книг, журналов, пособий.

Сфера применения холодного батика довольно широка. Он используется в оформлении костюма. Расписываются шарфы, кашне, палантины, делаются съемные воротники и манжеты, галстуки, маленькие платочки для пиджаков и большие платки, купоны для юбок, блузки, жакеты, шляпки.
Холодный батик в сочетании со свободной кистевой росписью (роспись кистями широкими мазками часто без предварительного рисунка) и горячим батиком широко применяется в изготовлении декоративных настенных панно, штор, занавесок, абажурных платков, наволочек на диванные подушки, декоративных покрывал и других предметов домашнего обихода.

Что такое холодный батик

Батик – это техника росписи по ткани. Есть несколько разновидностей данного декоративно-прикладного искусства, различающихся по сложности, – узелковый (самый простой), горячий (самый сложный) и холодный батик. В этой статье мы расскажем вам о последнем.

Батик холодный основан на том, что у всех форм рисунка есть контурная замкнутая обводка. Этот прием придает своеобразный вид и характер узору. Чтобы на ткань нанести контурные линии, используют специальную трубку из стекла. У нее есть тонкий загнутый конец и резервуар, который расположен ближе к рабочей части. Последний представляет собой утолщение шаровидной формы и служит для набора резервирующего состава. Стенки загнутого конца трубки должны быть тонкие, так как ширина контура зависит и от диаметра отверстия, и от толщины самой трубки.

Что необходимо для занятий

1. Акриловые или водорастворимые краски. Первые больше похожи на гуашь – это покрывные краски. А водорастворимые хорошо применять для нежных и тонких тканей. Есть также краски, которые закрепляются при помощи утюга.

3. Трубочка из стекла пригодится для нанесения контура (резервирующего состава) на ткань. Чем меньше диаметр, тем тоньше будет наносимая линия.

4. Кнопки будут нужны для того, чтобы натянуть ткань на специальную раму. Для шелка и других тонких тканей лучше использовать либо кнопки с тонким острием, либо специальные трехзубчатые.

Как делать холодный батик и на что следует обратить внимание

Для качественного контура большое значение имеет угол наклона резервной трубочки – 135 градусов. Если ее держать под более тупым углом, то напор резервирующего состава повысится. А это грозит непредвиденным растеканием жидкости по поверхности ткани. В начале линии и в местах более медленного движения могут получиться капли. По этой причине трубочку следует вести равномерно, а в начале работы ее надо без промедлений опускать на ткань так, чтобы не образовывалась капля.

При этом другой конец трубки для батика должен быть слегка приподнят. Это необходимо для того, чтобы состав не пролился. После того как нарисован контур, рисунку дают подсохнуть.

Стоит учесть, что в течение двадцати четырех часов резервирующая жидкость на ткани должна хорошо подсохнуть.

Заливку частей рисунка можно сделать при помощи кистей, ватных тампонов или трубочек.

При этом стоит обратить внимание на то, чтобы и малые, и большие участки равномерно покрывались краской. Иначе они будут различного тона, или на них появятся разводы.

Холодный батик, мастер-класс по которому представлен в данной статье – это увлекательное занятие. Благодаря ему можно создавать красивые и уникальные изделия.

Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru