VIDEOСложное плетение из корня — мастер-класс докажет, что это просто и легко. Иногда вечером хочется отдохнуть от суеты и отдохнуть. Получить удовольствие от самостоятельной работы, поискать в интернете интересные статьи. И рукоделие — это действительно таблетка от плохого настроения. Сидишь, творишь.
Бывает, что даже лучше кино, прослушивания музыку и т.д. Трудно ли делать поделки? Смотря что. Например, плетение — это непростая, но качественная работа. Нужно лишь знать, что и как делать. Как же построить свою работу? Об этом поговорим в статье.
Истоки труда
Вся история начинается с древних времен. Природный материал спасал наших предков от непогоды, невзгод, давал средства к существованию и кров над головой. Например, в Африке до сих пор живут народы, чьи дома сделаны из разнообразных материалов. Но такие жилища, к счастью, сейчас уже не используются в Европе. Подручные вещи подойдут для преображения интерьера. Самодельные изделия уже давно считаются «изюминками» и дорого ценятся среди знатоков рукоделия.
Использование корня сосны позволяет создавать настоящие шедевры. Их практически не купишь, поэтому лучше сделать самостоятельно. Их применяют для плетения поделок. Изделия радуют глаз и добавляют какую-то необычность.
Материал легко используется, потому что он плотный и стойкий, что говорит о долгосрочности изделия.
Нужно помнить, что у корней разные оттенки, толщина, размер, цвета и вид. Обращайте внимание на эти характеристики при выборе материала.
Например, ель, сосна, пихта имеют гибкие корешки.
Их легко связывать узлом. После высушивания они становятся довольно прочными, а поверхность при очищении имеет глянцевый оттенок. В древности плели из хвойных деревьев, потому что они лучше всего подходили для изделий.
К примеру, крупеницы, корзинки называли корневушками. Для таких поделок применялась особая технология — спиральная. Спиральными витками укладывали толстый корень в качестве основы, а потом обвивали тонким корнем-оплеткой.
Рукодельницы делят корешки на несколько типов. Один их них, это плотные корни. Они подходят для сложных изделий, изготовление которых занимает много времени и сил. Второй тип — самые плотные. Они пропитаны влагой, поэтому считаются довольно прочными.
Мастера советуют добывать корешки самостоятельно, желательно на лесоповале или с упавших деревьев.
Инструкция по работе с материалами. Для начала подготовьте рабочее место. Желательно убрать лишние вещи, расчистить пространство. Если работаете на столе, то закройте его бумагой, чтобы земля с материалов не путалась под руками. Возьмите хорошее шило, заточите нож, в процессе работы лучше не отвлекаться на инструменты. Запаситесь терпением и временем, ведь с первого раза может не получится — нужна тренировка со сосновым корнем.
Подготовка и готовка
Готовим корешки. Очистите их от коры, они станут тоньше. Толстые корни разрежем на несколько частей. Разделите материал на несколько кучек по размеру, смотайте их в узелки-мотки.
Перед работой нарисуйте эскиз. Только опытные мастера могут позволить себе делать «на глаз». Начинающим лучше поберечь себя, найти варианты в интернете или нарисовать самостоятельно.
Приготовьте схемы изделий, по которым планируете работать. Например, такая. МК по созданию красоты.
Плетем овальное донышко. На схеме обозначен порядок действий.
Обращайте внимание на простые мелочи: как согнут корень, сколько сантиметров нужно сгибать и где срезать.
Плетем круглое дно.
Затем стеночки изделия, наращиваем спираль.
Доделываем край изделия своими руками.
Забытое ремесло- плетение из соснового корня.
«Забытое ремесло- плетение из соснового корня.»
Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное – вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.
На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.
Вятская чаруша на фото:
В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.
Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.
Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет
. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.
Подробнее о ремесле :
Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.
Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.
На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.
Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.
Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.
Подробнее о них…
Сначала делается «заплетка», т. е. основание изделия.
Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.
Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.
Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.
Плетение из корня распространено во многих регионах России и везде изделия носят свои названия: «коренушки», «корешатки», «кореноватки», «корневатки» .
Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .
В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.
Всё многоообразие изделий из соснового корня можете посмотреть в моем магазине. С уважением Евгений.
Заготовка корней деревьев
Корни хвойных пород деревьев (сосны, ели, пихты) при-менялись для плетения еще в глубокой древности. Плетеные изделия из корня обладают высокой плотностью, однородностью и красивой фактурностью поверхности плетения, а пластичность этого материала просто удивительна. У разных хвойных пород цвет корней неодинаков. Так, у ели он беловатый, у сосны — желтова-тый, у пихты — красноватый.
Добывают корни хвойных пород деревьев практически все теплое время года, когда земля не схвачена морозом и податлива для добывания этого материала. Все же опти-мальное время для заготовки корня — летнее (конец июня — середина августа). В это время корень особенно пластичен, хорошо отделяется от коры и разделывается по длине.
Корни добывают преимущественно у молодых деревьев (до 30 лет), которые растут на сухих песчаных местах. У таких деревьев корни имеют большую длину и залегают на относительно малой глубине (до 150 мм). В плетении используются преимущественно корни толщиной от 1 до 6 мм, длиной примерно 1000 мм. Корни, лежащие на поверхности, собирать не следует, так как они недостаточно гибки и плохо расщепляются на ленты. Добывают корни на лесоповалах или же с упавших (подмы-тых рекой) деревьев. Особенно удобно добывать корни на песчаных берегах рек, где сосны или ели вплотную подходят к берегу. Остается выбрать корень получше и нарезать на необходимые по длине участки. Если же вблизи нет удобных мест, где река подмывает берег и обнажает корни, то тогда корни выкапывают из земли. Выбирают свежесрубленный сосновый пень или дерево, предназначенное для валки, и на расстоянии от 1 и до 5 м в окружности окапывают землю. Обнаружив необходимой толщины корень, его разрубывают и вытягивают, разрыхляя землю еще на некоторой длине по ходу роста корня. Попутно находят еще несколько корней, так как корни имеют длину порой более 10 м и могут переплетаться под землей с корнями соседнего дерева. В таком случае ставится метка, встречный корень разрубают и, если он подходит для плетения, впоследствии его также вытягивают. Обычно для заготовки корней достаточно 3—5 деревьев. При заготовке корней пользуются топором, ножом и крюком. Топором перерубают толстые корни, ножом перерезают более тонкие, а металлический крюк применяют для вытаскивания глубоко залегающих корней.
Плетение из корня
Веб-форма не найдена.
Новости Кирова
Плетение является одним из наиболее древних русских ремесел. Веками, в процессе его развития, мастера-умельцы разработали большое количество различных приемов и вариантов плетения. Само ремесло плетения имело свойство легко подстраиваться под житейские нужды простого народа. Что только не плели в те времена мастера! Посуда, декоративные предметы интерьера, мебель, повозки, разнообразные рыбацкие и охотничьи приспособления — все это было изготовлено руками умелых мастеров. В качестве сырья они использовали самый разный природный материал: ивовый прут, бересту, дранку, рогоз, ротанг и, конечно же сосновый корень. Особенно плетение из соснового корня было распространено в северных регионах нашей страны, в частности, на Вятской земле. В традиционной народной среде это было чисто мужским ремеслом, так как оно требовало применения большой физической силы. Изделия из соснового корня всегда отличались красотой и прочностью, но для того, чтобы их изготовить, требовалось много труда, времени и терпения. Так, например, для того, чтобы сплести небольшую солонку, мастеру требовалось два дня, а на крупный короб у него уходило от трех до четырех месяцев. Все изделия хранились долгое время, благодаря смолистой природе самого материала.
Этот самобытный и весьма оригинальный вятский промысел получил известность в конце XIX века. Большее количество плетеных изделий производилось мастерами-умельцами, живущими в селе Бобино. В здешних местах было достаточно много материала для работы (сосновые и еловые корни), который заготавливали сами кустари. Кроме того, совсем неподалеку находился основной центр сбыта изделий из соснового корня – город Вятка.
Красота и практичность этих изделий поражала многих. Так, в 1890 году в местной газете «Вятские губернские ведомости» был дан следующий комментарий: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне…» Основными изделиями из соснового корня являлись сундуки, корзины для белья, дорожные корзины с отделкой из камыша (круглые, овальные, с разнообразными ремнями и замками), баулы, «чаруши» для выпечки хлеба, сухарницы, корзины для хранения бумаг, а также различные мелкие изделия. Наиболее качественные плетеные изделия отправлялись на продажу в Москву, Петербург, Одессу и Харьков. Самым известным и талантливым мастером того времени являлся Николай Тимофеевич Бабинцев, уроженец села Бобино. Экспонаты его работ были представлены на выставке и удостоены высших наград.
Промысел плетения из соснового корня не отличается повышенным уровнем сложности. Кроме того, для него не требуется крупных приспособлений и большое количество инструментов, что позволяет заниматься плетением из соснового корня в домашних условиях.
Заготовка соснового корня обычно происходит в весеннее время года, когда земля окончательно оттаяла и подсохла, можно также заготавливать материал и в летнее время года. Сосновые корни собирают с помощью крюка, у обрывов ручьев и рек, в песчаных карьерах и на вырубках, где поврежден верхний слой земли. Некоторые сосновые корни достигают 10-метровой длины. Прямо на месте добычи корня его чистят и укорачивают, а затем расслаивают и разрезают на несколько частей по толщине и ширине ленты, которые будут использоваться непосредственно в процессе работы. После этого сосновый корень сматывают в рулоны и вывешивают на сушку в любом сухом помещении, будь то комната или сарай. Если готовый сосновый корень не подвергается влажности, он может храниться целыми годами. Перед началом работы мастер обычно размачивает в воде 15-20 минут необходимое для плетения количество материала, которое благодаря этому становится более податливым в работе. Для выполнения самой работы требуется немного инструментов — острый нож и шило. Как правило, шило должно быть не острым, а овальным. Также мастер может использовать круглые плоскогубцы и сосуд с водой.
Хорошим и качественным материалом является длинный, тонкий, ровный и гибкий корень, полученный в процессе очистки. Готовые плетеные изделия вятских мастеров отличались особой прочностью, они всегда имели товарный вид, лишь только немного темнели со временем и приобретали мягкий охристо-коричневый оттенок. Долговечность материала обеспечивается за счет содержащейся в сосновом корне смолы, которая отталкивает воду, в результате чего готовые изделия не поддаются гниению. Поэтому до сих пор в сохранности находятся изделия из соснового корня со времен наших прадедов.
Каким образом вятские мастера-умельцы осуществляли плетение? Первоначальным шагом было создание «заплетки», или основания изделия. По спирали оплетался наиболее толстый корешок с захватом предыдущего ряда. Поскольку перед началом плетения сосновый корень размачивался, после каждого приема плетения изделие необходимо было сушить. Для продолжения работы всякий раз края необходимо было смачивать. В процессе плетения влажные сосновые корни становятся гибкими и упругими, а при высыхании они затвердевают и готовое изделие обретает отличную прочность. Раньше мастера из соснового корня изготавливали всевозможные предметы бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, конфетницы, короба, вазы, подносы и многое другое. Готовые изделия отличались строгостью форм и благородным натуральным цветом.
Некогда именно на Вятке промысел плетения из соснового корня занимал первые позиции в России. Со временем, как это случилось и со многими другими промыслами, плетение из соснового корня было позабыто. К счастью, окончательно это ремесло не исчезло. Уже в 70-е годы прошлого века мастера производственного объединения «Умелец» изготавливали из соснового корня разных размеров и формы блюда и солонки.
Большой вклад в развитие и сохранение этого народного промысла внес талантливый кировский мастер Евгений Иванович Початков, который перенял навыки плетения из соснового корня у своего отца. Секреты отцовской техники он разгадал, благодаря расплетению старой отцовской корзины. Если для его отца плетение из соснового корня было не больше чем увлечение, то для самого Евгения Ивановича оно стало настоящим профессиональным занятием. Работая в производственном объединении «Умелец», мастер постепенно овладел приемами работы с самыми разными материалами. Это способствовало тому, что постепенно он стал экспериментировать с сосновым корнем и создавать новые формы изделий, украшая их плетеными мережками и фестонами.
На сегодняшний день изделия Евгения Початкова выделяются своим оригинальным стилем из всего ряда плетеных изделий. Этот талантливый мастер изготавливает такие изделия, как подсвечники, канделябры, вазы, абажуры, самовары и другие изящные вещи. Нередко можно увидеть его работы, выполненные из крашеного корня, тем не менее, предпочтение мастер отдает корню естественного светлого тона. Произведения умельца Початкова удостаиваются высочайших оценок на самых престижных выставках, которые состоялись в Кирове, Ярославле и Москве. Неслучайно, по решению Художественно-экспертного совета в 2007 году Евгению Ивановичу Початкову было присвоено звание мастера народных художественных промыслов Кировской области.
Кроме того, особо следует отметить и мастерство Подосиновских умельцев – Николая Михайловича Нагаева и Станислава Евгеньевича Шубина. Не раз их произведения получали высокую оценку профессионального сообщества во время выставок, которые проходили в Кировской, Архангельской и Вологодской областях, а также в республиках Коми и Чувашии. Этим двум мастерам-умельцам также был присвоен статус мастеров народных художественных промыслов Кировской области. Отрадно то, что в Подосиновском Доме ремесел осуществляется подготовка молодого поколения мастеров.
Спиральное плетение
В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья — выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке — здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых корни залегают неглубоко.
Приглядитесь, и по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, вы увидите торчащие концы еловых корней. Иной раз достаточно слегка потянуть — и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из еловых корней имеют длину до десяти метров. Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них — солоницы, крупеницы, корзины — называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения — спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень — основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем — оплеткой.
Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.
К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, орехи, конфеты.
Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.
Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько высока, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала. В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой.
Если вы решили освоить довольно простую, но требующую большого терпения технику плетения из корней, прежде всего запаситесь необходимыми материалами. При этом всегда помните, что нельзя выкапывать корни живого дерева. Заготавливать корни можно только на лесосеках, корчевках, вокруг пней и выворотней.
Отправляясь в лес, захватите с собой небольшую лопатку, нож и крючок из толстой проволоки. Если не попадется выворотень, отыщите на лесосеке еловый пень и, отступив от него на несколько метров, выкопайте небольшую канавку. В ней вы увидите сразу несколько скрещивающихся корней, проходящих на разных уровнях. Подцепив крючком верхний, потяните его на себя. Если почва в лесу рыхлая, корень будет легко высвобождаться. Там, где ели росли на тяжелых глинистых почвах, корни легче выкапывать после небольшого дождя. Когда корень полностью окажется на поверхности, обрежьте его и приступайте к извлечению следующего. Не всегда верхний корень извлекается из почвы легко и быстро. На каком-то участке он может уйти вглубь, и, чтобы его освободить, нужно перерезать другие корни. Лучше такой корень на время оставить и приступить к извлечению следующего. Собранные корни отряхните от земли, затем свяжите пучком и промойте в реке или в пруду. Дома корни лучше сразу же очистить от коры. После этого они становятся намного тоньше. Толстые корни расщепите на две, три или четыре части. Затем рассортируйте корни и, пока они не потеряли гибкость, смотайте в мотки. Хранить корни в сухом помещении можно сколько угодно.
Народные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели свои корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.
1. Плетение овального донышка. Буквы обозначают последовательность операций.
2. Плетение круглого донышка.
3. Плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали.
4. Сплетение края корневушки.
5. Различные виды корневушек: а — редкого плетения; б — более плотного плетения; в — плотного плетения.
Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку. Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким. Как уже отмечалось, это явление, характерное и для ствола, и для веток, называют сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов.
Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом. Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита.
Мягкую древесину применять не следует, — соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Чтобы шило было более прочным и не боялось влаги, пропитайте его два-три раза горячей олифой. Шило при работе следует постоянно держать в правой руке.
Крышка коробочки. Ивовая лоза, еловый корень и прорезная береста.
Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока.
Начало плетения дна — наиболее сложная часть работы, но, как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, дело пойдет более споро. Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30° к середине. Под тем же углом срежьте ножом конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше. Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности.
Получив дно необходимого диаметра, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми.
Если форма стенок сосуда более сложная, ее получают, увеличивая или уменьшая диаметр каждой последующей спирали. У крупных сосудов спирали можно делать из заготовленных заранее ивовых прутьев.
Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке.
Плетение из корня
ЖАНРЫ 360
АВТОРЫ 262 801
КНИГИ 607 149
СЕРИИ 22 775
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 572 000
Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы
Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы.
Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт русского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетенных из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу.
Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев. Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.
В сравнительно недалеком прошлом плетеные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия. Особенно широкое распространение получили во второй половине XIX и начале ХХ веков, когда большой популярностью пользовались корзины, плетеная мебель, коляски для кукол и другие изделия, изготовлявшиеся в мастерских Франции. В качестве сырья французские мастера использовали тонкую окоренную лозу, покрывали ее разными красителями, позолотой, серебром.
Популярность плетеных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора. Перекрестное плетение, применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для возникновения техники ткачества.
Плетеные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях человеческой деятельности. В XIX веке, когда началось бурное развитие многих отраслей промышленности, упаковочные корзины, изготовляемые из лозы, своей дешевизной и удобством форм вытеснили деревянные ящики. Плетение становится модой, распространяется во всех странах, с зарождением и развитием капитализма переходит на промышленную основу. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа в периферийные департаменты, охватывая значительную часть населения. В Пруссии и Баварии плетением занимаются десятки тысяч человек. Для обучения плетению организуются школы со сроком обучения 2–3 года. Такие школы были созданы во многих странах.
Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивового прута плетеные предметы. Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской части России. Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Тверской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Смоленской, Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Уфимской, Подольской и других губерниях.
Ассортимент товаров в начале ХХ века (до первой мировой войны) был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.).
Коллекция образцов плетения начала ХХ века находится в Звенигородском историко-художественном музее. На художественных достоинствах плетеных изделий этой коллекции сказались прежде всего вкусы того времени: большое увлечение традиционными приемами и создание стиля модерн. В лучших предметах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Последний имел очень большое значение: часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причем не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара.
Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого или шмыгованного), бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафия (луб игольчатой пальмы того же названия), луфа (растительная губка, добываемая в Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы).
Все сырье мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета. В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали. Есть в музее корзиночки, окрашенные масляной краской и расписанные по фону орнаментом, букетами цветов и надписями на иностранных языках. Звенигородская коллекция, в которую входят и иностранные изделия, представляет большой интерес для изучения мастерства плетения.
Ивовые прутья (лоза)
Ива – весьма общее название для целого ряда растений. К ивовому семейству относятся ветла, шелюга, тальник, верба, лоза, ракита, осокорь. Ивы встречаются в виде деревьев 30–40 метровой высоты и в виде кустарника. В нашей стране встречается более сотни разновидностей ив, но для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны только 10–12 видов. Предпочтение отдается тем ивовым кустарникам, которые растут на песчаных берегах рек, открытых и ветру и солнцу. Прутья таких кустарников не бывают очень длинными – за лето они вырастают на 100–120 см, но зато они обладают большой гибкостью, малой побежалостью, прямолинейны и имеют небольшую сердцевину. Для плетения применяют однолетние и многолетние побеги. Из лозы могут быть изготовлены всевозможные хозяйственные корзинки, корзины-сундуки, корзины-чемоданы, колыбели, санки, абажуры, подсвечники-канделябры, вазы, шкатулки, сумки, кашпо, сухарницы, конфетницы, подносы, декоративные тарелочки, всевозможные сувениры, рыболовные принадлежности и т. д.
Для плетения пригодны стебли-прутья толщиной у корня до 15 мм, а также ивовые палки диаметром 15–40 мм, прямые, гибкие, с малой побежалостью, со здоровой древесиной, маленькой сердцевиной, с однородной окраской и гладкой поверхностью.
Биологические и экологические особенности ив. Ивы размножаются семенным и вегетативным способом (черенками) за исключением ивы козьей. Последним, вегетативным способом, пользуются при создании лозосырьевых участков. Пригодные для плетения виды ивы в естественных условиях растут в холодных и умеренно-холодных областях по речным долинам на свежих почвах. Ива, как правило, не переносит застойных вод и недостатка кислорода в почве.
Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы
Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива.
Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную.
Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.
Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.
К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, фасоль, ягоды, орехи, конфеты.
Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.
Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько велика, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала.
В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой. Опытные мастера никогда не рисовали эскизов своих изделий, а плели свои корневушки «как красота и мера скажут». Но такой подход в работе доступен только очень опытным мастерам, а начинающему нужно разработать форму и пропорции изделия.
Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку. Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким.
Как уже отмечалось, это явление, характерное и для ствола, и для веток, называются сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов. Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом.
Рис. 33. Спиральное плетение из корней: а, б, в – этапы работы: 1 – плетение овального донышка; 2 – плетение круглого донышка; 3 – плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали; 4 – оплетение края корневушки
Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует, – соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Чтобы шило было более прочным и не боялось влаги, пропитайте его два-три раза горячей олифой. Шило при работе следует постоянно держать в правой руке.
Начало плетения дна – наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, дело пойдет более споро (рис. 33).
Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30° к середине. Под тем же углом срежьте ножом конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.
Рис. 34. Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока
Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности. Получив дно необходимого диаметра, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Если форма стенок сосуда более сложная, ее получают, увеличивая или уменьшая диаметр каждой последующей спирали. У крупных сосудов спирали можно делать из заготовленных заранее ивовых прутьев. Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке. Однако, красивые изделия можно сплести и из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков, при этом также спиральным плетением. Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями. В виде примера на рис. 34 показан декоративный коврик, выполненный плетением с помощью челнока.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Плетение из корня
Секреты спирального плетения (плетение из корней)
В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья — выворотим.
Обычно выворотим встречаются на полянах или ближе к опушке — здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых корни залегают неглубоко. Приглядитесь — и по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, вы увидите торчащие концы еловых корней. Иной раз достаточно слегка потянуть — и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из еловых корней имеют с десяток метров длины.
Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них — солоницы, крупеницы, корзины — называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения — спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень — основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем — оплеткой.
Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.
Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов. Поверхность третьего вида корневушек напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит еще больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько высока, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели.
В современных изделиях некоторые мастера сочетают корневое плетение с другими материалами, например с берестой. Если вы решили освоить довольно простую, но требующую большого терпения технику плетения из корней, прежде всего запаситесь необходимыми материалами. При этом всегда помните, что нельзя выкапывать корни живого дерева Заготавливать корни можно только на лесосеках, корчевках, вокруг пней и выворотней.
Корневое Плетение Из Бумажных Трубочек – Мастер-Класс Плетения Корнем