Плетение из соломки для начинающих

0

Содержание:

Плетение из соломки для начинающих

Плетение из соломки для начинающих своими руками и без затрат вы сможете выполнить, согласно мастер – классу в этой статье, который поможет вам в изготовлении поделки

Важное и древнейшее ремесло, которым овладели люди, начиная с древних веков – плетение. Как правило, всё, что могло пригодиться в данной технике выполнения поделок, люди пытались использовать и приручить для своих целей. Всё материалы растительного происхождения, могли быть полезны человеку даже для такого дела, как плетение. Например, колосья пшеницы, либо диких растений и иных злаковых культур были хорошим подспорьем в изготовлении той или иной поделки. Плетение из соломки вы сделаете в данной статье для начинающих и узнаете интересные факты о происхождении этой технологии.

Вещи, изготовленные в технике плетения из соломки, называют соломоплетеными, а саму технологию – соломоплетением. Солома – универсальный материал для изготовления поделок в технике плетения. Потому, что её стебли достаточно тонкие, но прочные, что даёт подобным поделкам пригодность в быту и просто приятное преимущество перед другими материалами.

Для придания ещё большей пластичности соломке при изготовлении поделки её размачивают. А когда солома высыхает, то прекрасно держит форму изделия. Например, ржаная соломка имеет свойство хорошо окрашиваться. Поэтому, её используют для основы в изготовлении поделок, подвергающихся окраске.

Чтобы работать с соломкой было легко, она не доставляла неудобств, стебли обрабатывают, срезая все лишние отростки, колоски, листья и узелки. Если имелась такая необходимость, то её окрашивали, возможно, даже отбеливали и придавали положенную для изделия длину, цвет, форму.

Использовать изделия из соломки стали в 19 веке в Вятке. Там же решили приобрести образцы изготовленных из соломы шляп, корзинок, книг, цветов, для дальнейшего изучение и модернизирования. В дальнейшем, организовывались мк и выставки по данной технике плетения вещей и аксессуаров. Поэтому, спустя время, подобные поделки, получили своё распространение не только в качестве украшения интерьера и аксессуаров, но и как самостоятельный товар для продажи. Мастера, работающие в этой технике профессионально, имели большой спрос и радовали глаз неописуемыми поделками.

Ближе к 1889 году в Вятской губернии появился самостоятельный промысел по изготовлению соломенных шляп. Этим делом занимались подростки, мальчики примерно 11 – 16 лет. Это был их основной способ пропитания и заработка с то время. Со временем, соломенные шляпы стали приобретать всё более изящный вид, усовершенствовались техники плетения, этот аксессуар стали приобретать женщины.

Спустя года, данное ремесло качественно перешло на высокий уровень и прилавки с соломенными изделиями расширяли свой ассортимент. Конусные сумки, сумки изготовленные в технике винтового плетения, детские сумочки, женские шляпы различных фасонов и цветов – далеко не полный перечень выполненных мастерами того времени поделок.

Уже в 20 веке, своё распространение получили крашеные изделия из соломы.

Модные в те времена цвета:

Шло время, вещи из соломы стали постепенно выходить из моды. Стремительно развивался рынок, всевозможная фабричная продукция и подобные аксессуары просто не имели былой актуальности и привлекательности для покупателей.

К радости многих мастеров, сегодня соломенные изделия популярны и востребованы. Они несут в себе определенную ауру и всегда помогают сделать интерьер квартиры и дома более уютным. Сегодняшний мастер – класс, научит вас выполнять поделки из соломки с минимальными затратами и максимальным удовольствием от процесса изготовления изделия.

Изучаем плетение из соломки для начинающих для создания шляпки

Сегодня, вы узнаете, как сплести детскую шляпку из соломы своими руками в домашних условиях.

Схемы по составлению шляпки из соломы вы сможете найти в интернете, их великое множество.

Пошаговая инструкция по изготовлению шляпки:

  1. Подготавливаете место для работы. Просматриваете материал, которым будете работать.
  2. Плетете согласно схеме. У каждой из поделок свои последовательные действия по работе с материалом. Поэтому, следуя им, вы без труда соорудите поделку.
  3. Если у вас есть тонкая резинка, то можете прикрепить её к готовой шляпке.
  4. Когда поделка будет готова, то можете украсить её всевозможными аксессуарами для того, чтобы украсить её.

Носите на радость!

Будем рады, если наш мастер – класс вам понравится и пригодится.

Видео по теме статьи

Плетение из соломки для начинающих: мастер-класс с фото и видео

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту. Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку». Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома — это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!

Старый продукт

Солома — это доступный материал, который подходит для различных произведений. Историки считают, что рукоделие — первое занятие народного творчества. Что же делают из соломы? Корзинки, шляпки, шкатулки, коробочки, кухонную посуду, аппликации. Если в древние времена это было средство к существованию, составляющая дома, то сейчас для многих — хобби. Помимо него, многие мастерицы изготовляют изделия на заказ, которые стоят довольно дорого на современном рынке.

Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Для создания аппликаций нужно использовать овсяную или ячменную соломку, потому что стебли короткие и не подходят для плетения. Но такой материал очень мягкий с красивым оттенком.

Профессионалы готовят ржаную солому во время восковой спелости зерна. Они предлагают срезать материал ножом около корня, а затем раскладывают под солнечные лучи для приобретения золотистого цвета.

Для того чтобы разобраться с основными этапами работы, нужно смотреть разные видео-уроки и читать обучающие книги. Они помогут запомнить движения, научат правильно выбирать инструменты и подготавливать материал.

Из соломы особенно красивыми получаются цветы. Это тот случай, когда цвет не имеет значения. Конечно, они не выглядят как настоящие, но становятся прекрасным украшением для любой квартиры.

Для работы понадобятся:

  • ржаная солома;
  • лента;
  • ткань любого цвета, нити;
  • проволока;
  • бумага и картон (возьмите тонкий);
  • клей ПВА (не карандаш);
  • нож и ножницы;
  • большая емкость;
  • для раствора — аммиак (10%, 1 ч.л.), гидроперит (9 таблеток) и вода (500 мл).

Начинаем мастер-класс с основного.

  1. Для начала сделаем раствор, смешав все ингредиенты.
  2. Налив раствор в емкость, положим туда соломку. Помните, что «готовиться» соломка должна около 6-ти часов. Помешивайте материал, чтобы отбелить соломку. После «мариновки» промываем соломку и начинаем работать.
  3. Возьмите 10 трубочек, разрежьте их. Совет — резать нужно вдоль волокон. Разверните руками материал.
  4. Утюгом проглаживаем полоски, делайте это с внутренней стороны. Такая процедура нужно для выпрямления.
  5. Наклеим полосочки на бумагу клеем. Прижимайте плотно, но не сильно, чтобы не деформировать соломку. Скалкой прокатываем пласт.
  6. После предыдущих шагов делаем из картона трафарет. Накладываем на пласт, рисуя с обратной стороны 12 листиков. Аккуратно вырежьте. Совет — используйте перчатки, чтобы не пораниться. И помните, что нож должен быть острым.
  7. Каждый листик клеем к ткани. Возьмите нитки, обмажьте клеем и приклейте к краям листочков. Оставьте поделку на некоторое время, чтобы подсох материал.
  8. Вырежьте произведение. Нарисуйте на картоне кружок (диаметр 1 см), тоже вырезаем и клеем 6 листиков.
  9. С обратной стороны клеим листики. Помните, что используя клей, оставляйте поделку подсыхать.
  10. Прокалываем серединки цветочков в двух местах, привязывем к проволоке.
  11. Лентой обмотайте проволоку. И вуаля — цветочек готов.
  12. Для букета повторите все шаги. Такое растение можно поставить в вазу, чтобы оно радовало глаз.

Мир полотен

Винтовое плетение используют для окантовки поделок. Для работы нужно использовать влажные соломинки одного размера и толщины. На схеме показаны этапы работы:

Мастера считают, что в процессе работы могут возникнуть трудности с плетением. Поэтому нужно перевернуть плетево, продолжая работу наизнанку.

Существует много мк по созданию. Шнур нужно плести до необходимого размера. Такой вариант подходит для краев рамок, сумок, аксессуаров, шкатулок. Часто он встречается для петелек и пуговиц. Для поделок винтового плетения нужно использовать соломинки первого сорта, чтобы поделки были качественными и долговечными.

Помимо растений можно делать красивые шляпы.

Они станут дополнением к любому образу. По новинкам моды такой аксессуар становится все популярнее. Создавать поделку легко, но нужно использовать подробную схему, которые есть в интернете. Дополнить головной убор сможет лента или резинка. На все воля фантазии, поэтому мастерица сама решает, как улучшить произведение.

Для того чтобы научиться различным премудростям, можно посмотреть видео. Такие уроки станут настоящим подспорьем в дальнейшем труде. Конечно, с первого раза работы могут быть несовершенными. Профессионалы советуют не отчаиваться, а пробовать творить дальше, совершенствуя свой талант.

Видео по теме статьи

Солома — это строптивый материал. Требует повышенного внимания. Поэтому вдохновляйтесь процессом, получайте удовольствие и творите на здоровье!

Плетение из соломы

Плетение из соломы

Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним здесь является и мастерство исполнения.

Сохраняя природные свойства материала, народные умельцы создают не просто сумку, а изделие прикладного искусства. Чтобы научиться плести из соломы сумки и шляпы, шкатулки и другие сувенирные изделия необходимо знать основные виды плетения и применять их в работе.

Виды плетения из соломы приведены на рис. 31 а-е. В большинстве случаев при изготовлении изделия мастер применяет несколько видов плетения: одни являются основными (крестовое, розетка, переплетение жгутов), другие годятся для выполнения отдельных элементов или как декор для украшения. Различают прямую (крестовую) и витую, а также спиральную технику косого плетения. Прямое плетение применяют для сумочек, шляп, витое – сувенирных шкатулок, косое – косичек.

Рис. 31. Виды плетения из соломы: а – крестовое; б – розетка; в – косое; г – крученая плетенка; д – зубчиками; е – плетение соломенных жгутов; ж – витая плетенка; з – круглая плетенка; и – спиральное переплетение из пучков соломы

Спиральная технология переплетения жгутов является древнейшей и очень простой в исполнении (рис. 31 ж). Выполняют из пучка (15–20 шт.) длинных и тонких соломин, из которых формируют круглый жгут. По мере плетения жгут непрерывно наращивают. Длина его определяется размерами изделия. Изделие начинается с одного конца жгута и заканчивается другим. Изготовление изделия заключается в переплетении соломенного жгута ивовой лентой, узкой (3–7 мм) полоской лыка или бересты, в результате чего наружный виток спирали жгута плотно прикрепляют к предыдущему. Расстояния между лентами-перевязками желательно выдерживать равномерными.

Отверстия в предыдущем ряде плетения для протягивания ленты-перевязки проделывают деревянной наколкой. Соломенный жгут по толщине формируют с помощью направляющей трубки. В процессе плетения жгут для уплотнения закручивают вокруг оси внутрь изделия. Последний виток спирали сначала закрепляют как обычно, а потом делают сплошную оплетку соломенного жгута лентой. Получается аккуратный и прочный бортик.

Конец жгута постепенно утоньшается и приматывается лентой при оплетке бортика. Спиральную технологию плетения применяют при изготовлении изделий круглой и овальной формы. Форму и размеры изделий контролируют шаблоном. При изготовлении шарообразных изделий шаблон должен быть разборным.

Изготовление косичек начинают с увлажнения соломы для придания ей эластичности. Ржаную солому нового урожая замачивают в воде комнатной температуры в течение 5-30 мин, прошлогоднюю 3-10 ч. Замачивать следует не более дневной нормы плетения, так как сырая солома плесневеет и теряет поделочные свойства. Увлажненную солому во время работы держат в увлажненной ткани или полиэтиленовых мешочках. Для плетения плоских лент-косичек используют однотонную солому: светлую или окрашенную. Иногда для декора выплетают косички с соломинами другого цвета.

При изготовлении любых косичек необходимо соблюдать общие требования: плести плотно, так как при высыхании плетение ослабевает; использовать соломины одинакового диаметра и различной длины, чтобы они не заканчивались одновременно.

Наращивание можно производить двумя способами: в срез заканчивающейся соломинки вставляют тонкий конец новой, или на конец предыдущей соломины на 1,5–2,0 см накладывают новую и заплетают вместе. Для выравнивания и уплотнения косичку выколачивают деревянным молотком, пропускают несколько раз через отжимные вальцы бытовой стиральной машины, гладят утюгом. Косички плетут в три, четыре, пять, шесть и семь концов (рис. 32).

Трехконцовка. Косичка в три конца – простейшая в изготовлении. Начинать плетение можно с трех связанных в пучок соломин или с двух, если одну сложить пополам. Последовательность плетения прямой косички-трехконцовки, а также изготовление углов приведены на рис. 32 в, г. Поворот косички под прямым углом получается при последовательном сгибании всех трех переплетаемых соломин в одну сторону: вправо – правосторонний, влево – левосторонний.

Рис. 32. Плетение косичек: а – прием ручного плетения; б – четырехконцовка с зубчатыми краями; в – схема плетения трехконцовки; г – общий вид трех-концовки; д – плетение четырехконцовки; е – схема плетения шестиконцовки; ж – схема изготовления круглой плетенки; з – общий вид косички в семь концов; и – общий вид четырехконцовки; к – семиконцовка; л – пятиконцовка; м – плетение квадрата

Изготовление плоской косички из четырех и более соломинок изображено на рис. 32 д, з, к, л. Принцип плетения аналогичен изготовлению трех-концовки. Имеется одна особенность: косички из четного числа соломин больше растягиваются при дальнейшей обработке, а четырехконцовка еще и скручивается вокруг оси. Поэтому после изготовления их надо прогладить горячим утюгом.

Схема плетения плоской косички в четыре конца с зубчатыми краями приведена на рис. 32 б. Косички четырехконцовки и шестиконцовки отличаются прочностью. Каждая их сторона имеет свой рисунок. При плетении таких косичек нельзя выплетать прямых углов, но можно делать повороты – обратное плетение. Для обеспечения четкой схемы рисунка в этих косичках нужно строго соблюдать прямой угол между левой и правой группами соломин. Косичку из шести соломин выполняют аналогично косичке в четыре конца, выплетая край за одну соломину. Эта косичка имеет двусторонний рисунок: паркетиком и с поперечными полосами. Для получения красивой косички необходимо строго выдерживать прямой угол между левой и правой группами соломин.

Круглые плетенки. Наиболее распространена круглая плетенка из пяти основных соломинок и одной дополнительной (рис. 32 ж). Одну толстую и пять тонких соломинок связывают в пучок. Тонкие отгибают от толстой и равномерно распределяют их по кругу. Затем одну из пяти соломин (первую) сгибают вправо сверху двух соседних, потом дальнюю загибают в том же направлении и перекладывают сверху первой и следующей соломины. Таким же образом переплетают все пять соломинок. В сечении получается квадрат. Для получения круглой плетенки к дополнительной осевой соломине добавляют еще несколько.

Плетение квадрата. Две соломины складывают крест-накрест с углами 90° между четырьмя концами. К центру крестовины ниткой крепят пятый конец, который последовательно заворачивают вокруг четырех лучей. Первоначальная крестовина может быть с четырьмя или шестью концами. В зависимости от этого сечение может быть квадратным, прямоугольным или шестигранным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тем, кто хочет начать плести из соломы

Чтобы научиться плетению на профессиональном уровне, вам понадобится не меньше четырёх лет.

Новички начинают с изготовления основ для небольших изделий. Крупные вещи потребуют от ваших рук немалой силы.

Обычно мастер сидит на полу или низенькой скамейке, а перед ним находится наклонная доска, которая поддерживает плетущуюся корзину.

Инструменты, используемые в работе, немногочисленны: это шило, острый нож, ножницы-секаторы и тяжёлый металлический брусок, которым уплотняют ряды прутьев.

Чтобы хрупкие сухие прутья не расщеплялись во время плетения, их предварительно замачивают в течение нескольких часов или на ночь.

По мере прогресса в обучении, плетельщик может начинать делать сложные вещи (например, мебель), которые требуют большей силы и навыков.

Профессионал способен сплести за день десяток собачьих корзинок в метр шириной, и, при этом, не отклониться в размерах больше, чем на сантиметр.

Единственный способ добиться такой скорости и точности — постоянная практика и усердие!

Основные виды плетения

На протяжении поколений спорят знатоки по поводу классификации видов плетения.

И всё-таки нельзя не признать, что большинство разновидностей плетения создано на основе, всего лишь, четырёх базовых методов.

Пучок волокон сворачивают по кругу, и, по мере сворачивания, сшивают кольца гибким, тонким материалом. Так получается красивые «спиральные» сосуды, корзины и подносы.

Сшивать внутренние пучки можно по-разному (например, внахлёст — чешуей), что и позволяет широко варьировать этот метод плетения.

Внутренним материалом могут служить сосновые иглы, солома, лоза, юкка, пальметто (разновидность пальмы), травы, а сшивающим — рафия, конский волос, шпон, пальметто, лоза.

Витое плетение

В этом виде плетения две (или больше) гибких нити обкручиваются вокруг элементов основы.

Это можно делать плотно, ряд к ряду, а можно редко, оставляя основу открытой.

Также можно обкручивать основу разными способами — плоско, по диагонали и т.д.

Материалом могут служить гибкие волокна дневной лилии, тростник, кроличья шерсть, корни, кора кедра или вяза. Можно использовать вощёные льняные нити, верёвки и пр.

Тканевое переплетение

В этом способе плетения используются два элемента — жёсткая основа и гибкие волокна, которые обвивают основу, образуя уток.

Можно использовать как плоские, так и круглые материалы. Для плетения подойдёт лоза, шпон, тростник, бумага и др.

Плоское плетение состоит из материала одного типа.

Ленты можно сплетать под разными углами, образуя различные узоры.

Этот способ плетения можно использовать, как для изготовления корзин, так и для изготовления полотен, которыми часто отделывают мебель или стены.

Шпон для плоского плетения получают из местных древесных пород, например, из дуба, клёна, вяза.

Можно использовать и другие материалы — лозу, камыш, юкку, бересту, бумагу, ленты.

Плетение из соломки для начинающих

Алеся Анатольевна Гриб

Плетение из соломки и других материалов

Плетение из соломки

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал. Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящиеся на зиму, весну, лето. Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавили им очертания человеческой фигуры. Зачастую это делалось поистине мастерски. Но этим народным творениям отпускался не долгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек. Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных «пауков».

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так.

Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Она является дешевым и доступным материалом для плетения всевозможных утилитарных и декоративных предметов.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Соломенный стебель делится на 4–5 междоузлий – колен.

Ржаная соломка имеет широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания растения, времени заготовки и условий хранения. В замоченном виде она мягка и эластична.

Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но, к сожалению, недостаточно длинный стебель.

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Урок по плетению из соломы традиционных Кубанских украшений и предметов быта

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ ТРАДИЦИОННЫХ КАЗАЧЬИХ УКРАШЕНИЙ

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Этот теплый, солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших — к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась.

Солома — стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя дешевый и доступный материал для плетения. Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет приданную ей форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами — глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета — позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата. Для плетения используют преимущественно РЖАНУЮ соломку. Среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Он состоит из четырех-пяти междуузлий — колен. Толщина отрезков между узлами уменьшается к верхушке стебля, но сужение происходит равномерно по длине каждого колена. Верхнее колено самое тонкое и длинное — около 50 см. Эти качества ржаной соломки особенно ценны для плетения. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Она обладает широкой природной гаммой оттенков зеленого, желто-золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания, времени заготовки и условий хранения.

Убирают рожь в конце июля — начале августа вручную — серпом или ножницами. Стебли срезают у самой земли и сразу связывают их в снопы. Чтобы сохранить зерно, колоски бережно обрезают. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, ее нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и будет непригодна для плетения. Сушить солому лучше в закрытом проветриваемом помещении, например в сарае или на чердаке. Снопы необходимо развязать, разложить стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически переворачивать. Зеленая соломка, высушенная в тени, сохранит свой цвет. Если сушить солому на солнце, она выбеливается и ее золотистый оттенок усиливается.

Качество материала очень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая солома красивых серебристых и золотистых оттенков может создать неповторимую игру бликов, нюансов цвета, сообщить изготовленному предмету так ценимые в этом материале внутреннее свечение и теплоту. Работа с плохой, некачественной соломкой не оправдывает те большие затраты ручного труда и времени, которые необходимы для достижения какого-либо художественного результата. Однако порою не удается заготовить солому хорошего качества. Она, например, может почернеть на корню в дождливое лето. Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановить некоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием

СПИРАЛЬНОЕ ПЛЕТЕНИЕ — один из наиболее распространенных в недавнем прошлом видов плетения из соломы. Жгуты соломы, выкладывали по спирали и соединяли между собой. Таким способом изготавливали хозяйственную утварь для хранения продуктов питания и одежды, ульи, мебель. Такие предметы нередко достигали значительных размеров.

ПРЯМОЕ ПЛЕТЕНИЕ. Самый простой способ плетения — переплетение друг с другом горизонтальных и вертикальных соломин под прямым углом. Оно называется ленточно-крестовым, или прямым плетением.Такой вид плетения применяется для плоских пластин, которые используются в качестве салфеток, подставок. Обычно такое плетение сочетают в изделиях с плетенками других видов. .

ПЛОСКИЕ ПЛЕТЕНКИ. Этот вид плетения позволяет получить из отдельных соломин ленты различной шири­ны, с ровными или фестончатыми краями, плотные или ажурные, с разными рисунка­ми переплетения. Они отличаются красотой и прочностью. Сшивая или переплетая такие ленты, можно изготовить, например, соло­менные шляпы, сумки, корзинки, салфетки- подставки, панно. Плоские плетенки приме­няются также для оформления сборных объ­емных изделий и для декоративной отделки соломенной скульптуры.

ПЛЕТЕНИЕ НА КАРКАСЕ. К древнейшим видам плетения относится плетение венков. Традиционные жатвенные обряды обязательно включали в себя плетение дожиночного венка — символа завершения жатвы, в котором как бы символически замкнута в круг сила плодородия, сохранен дух хлебного поля с целью получить богатый урожай и в следующем году. Усложненным вариантом венка является вид плетения, который традиционно используется для изготовления символов плодородия. Заплетенные определенным образом колоски носят название «борода». Одно из названий такой плетеной фигуры — «арабская клетка», Такое плетение выполняется из последних колосков на поле или из колосьев последнего сжатого снопа. Эта плетеная фигура имеет такое же символическое значение, как и дожиночный венок из колосьев.

ОБЪЕМНЫЕ ПЛЕТЕНКИ — «цепочка» и шнуры одни из наиболее декоративных в соломоплетении. В этих выплетениях во всей полноте раскрываются эстетические качества материала. Такие плетенки можно выплести из других растительных материалов и из проволоки, но только соломка придает им настоящую драгоценность, соломка обогащает фактуру плетением, богатством ритмов переплетения и золотым мерцанием. Эти виды плетения известны почти всем народам, их происхождение уходит своими корнями в глубокую древность.

Презентации “Плетение из соломки. Изготовление сувенира “Птичка”.
презентация к уроку по теме

Презентации знакомят с историей соломоплетения, свойствами соломы, правилами заготовки материала и подготовкой его к работе, с технодлогией изготовления соломенного голубка. Материал используется на занятиях по художественной обработке природного материала, будет интересен педагогам дополнительного образования.

Вложение Размер
pletenie_iz_solomki.pptx 2.83 МБ
pletenie_iz_solomki._izgotovlenie_suvenira_ptichka.pptx 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ По программе «Художественная работа с природным материалом» (2 год обучения )

История соломоплетения Человек научился изготавливать из соломы полезные вещи так же давно, как выращивать хлеб. Соломоплетение изначально было связано с жатвенными обрядами. Существовали обычаи украшать первый « зажиночный » и последний « дожиночный » сноп, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Этим действиям придавали магический смысл.

Солома обувала, одевала крестьянина, утепляла его дом и была ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, половики, корзины и другую хозяйственную утварь.

Приемы плетения из соломки знакомы почти всем народам, занимающимся земледелием. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломы превращались в руках мастеров в кукол, фигурки животных и птиц.

Традиции народного соломоплетения совершенствуются. Использование различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из соломки.

Традиции народного соломоплетения совершенствуются. Использование различных видов плетения позволяют добиться выразительного образного и пластического решения изделий из соломки.

Свойства соломы Сухая солома – материал хрупкий и ломкий, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность изгибаться, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют достигать в работе с соломой высоких художественных результатов.

Заготовка материала Наилучшими качествами для плетения обладает солома ржи, заготовленная в период молочновосковой спелости зерна, но можно также использовать для плетения солому других злаков.

Высушенную солому предварительно обрабатывают. С каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, а затем разрезают её на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют и делят на части в зависимости от длины и толщины. Рассортированные соломины хранят в пучках или в отдельных коробках.

Подготовка соломы к работе Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Если солома заготовлена недавно, достаточно замочить ее на 30 минут в воде комнатной температуры.

Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80-100°С), накрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Пластичность распаренной соломы можно еще больше повысить, если перед началом плетения погрузить солому на 2-3 часа в 2% раствор нашатырного спирта. Размягченную солому тщательно промывают в чистой воде, заворачивают во влажный холст или кладут в полиэтиленовый пакет. Если замоченную солому не удалось использовать за время работы полностью, оставлять ее влажной нельзя, лучше ее просушить, а перед продолжением работы замочить заново.

Рецензии на книгу « Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия » Ольга Лобачевская

Как приятно держать эту книгу в руках. Очень красивое оформление, изделия выше всяких похвал. Это действительно – Золотая библиотека!
Все методы плетения разобраны досконально, что справиться даже ребенок. Я в восторге!

Купила эту книгу и не пожалела ни минуты! Книга очень красочная,сделана из хорошей бумаги, много иллюстраций, доступно объясняется как подготовить материал,как с ним работать,как плести различные поделки и узоры,кроме объяснений есть пошаговые иллюстрации.

Видео рецензия тут

Я в восторге от книги! Оказывается, из соломки можно делать не только плоские аппликации (что я до сих пор только и видела), а объёмные фигурки – чудесные по красоте игрушки! Птицы, звери, куклы и всякие корзиночки – все представленные образцы невероятно красивы. Советую всем, кто даже и не собирается плести из соломки – просто насладиться прекрасными работами!

Ооочень интересная книга. Важно, что в книге дана информация не только по изготовлению изделий, а так же и по тому как заготовить сырье. А по опыту знаю что без хорошего сырья ничего не будет. Книга хороша для начинающих, но и увлеченный человек может найти для себя что то интересное.

Покупала эту книгу просто, как очередную из этой серии, совсем не собираясь ничего плести из соломки (где её в городе взять!?) Но вот перед Новым годом в продаже появились китайские елочные игруши из соломки (в Лабиринте ID товара: 303473; 303477; 304515; 304216). И я вспомнила про книгу. Ну то же самое могут сделать и дети! Козлики, ангелочки – прямо один в один! А снежинки и плести не надо – всего-то перетянуть красной ниткой!
В книге подробно описано, как подготовить соломку, как и чем покрасить, ну и приемы плетения, конечно, показаны. А пучок соломы можно и в саду(огороде) вырастиь!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • А ЭТО – МОИ РАБОТЫ (543)
  • вальдорфские куклы (40)
  • Скрапбукинг, фотоальбомы и т.д. (34)
  • Собачки, песики. (4)
  • Мыши (2)
  • Лисы (1)
  • вязаная игрушка (7)
  • Ёжики (18)
  • Зайки (61)
  • Коты,кошки,котята (10)
  • Медведи (199)
  • мои Мастер Классы (101)
  • палантины (3)
  • примитивная кукла (1)
  • разное (41)
  • Миниатюра, румбокс (34)
  • слоники, бегемотики и т.д. (3)
  • текстильная кукла (28)
  • Тильда (2)
  • шитая игрушка (9)
  • Мой город – Верхотурье (10)
  • Бодифлекс (3)
  • БУМАЖНОЕ ТВОРЧЕСТВО (223)
  • дела бумажные-плетение (76)
  • квиллинг (8)
  • скрапбукинг (149)
  • Выставки (18)
  • ВЫШИВКА (744)
  • рококо (5)
  • вышивка гладью (13)
  • вышивка крестом (525)
  • вышивка лентами (16)
  • вышивка на пластиковой канве (27)
  • журналы и книги по вышивке (148)
  • монохромная вышивка (24)
  • разное в вышивке (63)
  • рельефная вышивка (17)
  • стежки для вышивки (19)
  • ВЯЗАНИЕ (1313)
  • аксессуары и т.д. (52)
  • варежки,перчатки,носки, пинетки и т.д. (80)
  • вязание – машинное (11)
  • вязание для дома (43)
  • вязание на вилке (2)
  • головные уборы (51)
  • для детей (102)
  • для женщин (405)
  • для мужчин (27)
  • журналы по рукоделию (185)
  • покрывала, пледы (35)
  • процесс работы (закрытие петель и т.д.) (38)
  • разное (ангелы,колокольчики,бабочки и т.д.) (78)
  • салфетки,скатерти,прихватки и т.д. (123)
  • сумки,косметички. (45)
  • узоры крючком (188)
  • узоры спицами (100)
  • шали,палантины,косынки (98)
  • Дела компьютерные (20)
  • аватарки (1)
  • ДЛЯ СЕБЯ ЛЮБИМОЙ (54)
  • баня (9)
  • здоровье (16)
  • косметика (20)
  • прически (10)
  • ДОМ (770)
  • абажуры,светильники и т.д. (24)
  • все для кухни (62)
  • журналы по рукоделию (89)
  • интерьер (38)
  • как украсить свой дом (114)
  • ковры, коврики (39)
  • комнатные растения (19)
  • мастер классы (89)
  • подушки (185)
  • покрывала,наволочки и т.д. (2)
  • работы в саду и огороде (66)
  • разные интересности (32)
  • салфетки,скатерти – шитые,вышитые и т.д (10)
  • саше (7)
  • советы хозяйке (8)
  • часы (15)
  • как украсить свой дом (99)
  • шторы (22)
  • ЖИВОПИСЬ (153)
  • батик, роспись по ткани (10)
  • роспись по стеклу (32)
  • трафареты (70)
  • уроки рисования (46)
  • ИГРУШКА (860)
  • аксессуары для игрушек, мебель и т.д. (15)
  • бабочки,пчелки,насекомые и т.д. (19)
  • бегемотики,слоники и т.д. (34)
  • дельфины,рыбки,черепахи и т.д (15)
  • драконы,динозавры и т.д. (1)
  • ёжики (14)
  • зайки,белочки и т.д (126)
  • игрушка на каркасе (2)
  • коты,кошки,котята. (84)
  • крокодилы (3)
  • лисички (1)
  • лошадки,лосики,жирафы и т.д. (34)
  • львы,тигры и т.д. (8)
  • машинки (6)
  • медведи (165)
  • мыши (27)
  • обезьянки (5)
  • овечки,коровы,свинки и т.д (23)
  • песики,собачки (31)
  • птички (80)
  • разные вязаные игрушки (124)
  • текстильная игрушка (55)
  • тематическая развивающая игрушка (33)
  • тильда (32)
  • фетровая игрушка (61)
  • черепашки (1)
  • Игры для детей и взрослых (5)
  • Исторические моменты (16)
  • Конкурсы (26)
  • Копилка разных дум и мыслей (94)
  • стихи, притчи и т.д. (42)
  • юмор (19)
  • КУКЛЫ (602)
  • вальдорфские куклы (7)
  • вязаная кукла (25)
  • другие куклы (29)
  • журналы и книги по куклам и игрушкам (100)
  • клоуны,клоунессы и т.д. (9)
  • кукла на каркасе (8)
  • куклы из фетра (21)
  • матрешка (11)
  • одежда,обувь и т.д. для кукол (74)
  • оформление лица (15)
  • примитивная кукла (130)
  • текстильные куклы (158)
  • тильда (26)
  • эльфы, гномы, феи и т.д. (38)
  • КУЛИНАРИЯ (106)
  • Блюда из рыбы (3)
  • Блюда из мяса (15)
  • Выпечка, сладости и т.д (29)
  • Гарниры (9)
  • журналы по кулинарии (5)
  • книги и журналы по кулинарии (23)
  • Консервирование и заготовки. (1)
  • Напитки (5)
  • Салаты, закуски. (15)
  • Соусы,подливки и .д. (2)
  • Супы (4)
  • Украшение продуктов и стола. (4)
  • Личное (66)
  • Любителям кошек (11)
  • Органайзер рабочего места (53)
  • чехлы для машинки,ножниц и т.д. (13)
  • Просто фото (17)
  • Разное видео, музыка. (21)
  • ФЕТР (147)
  • швы для фетра (2)
  • Человек с Большой буквы. (9)
  • ШИТЬЁ (120)
  • для детей (46)
  • аксессуары (6)
  • для женщин (22)
  • разные интересные штучки (47)
  • технология шитья (8)
  • Энциклопедия рукоделия (1379)
  • аппликация (90)
  • бижутерия, бисероплетение. (179)
  • валяем все (30)
  • декупаж (63)
  • игольницы (65)
  • картины ,панно (27)
  • книги и журналы по рукоделию (170)
  • коробочки, шкатулочки (102)
  • лепка – из глины,из бумаги,из пластики и т.д. (20)
  • лоскутная техника (140)
  • макраме.плетение. (44)
  • МАСТЕР – КЛАССЫ (117)
  • мыловарение (33)
  • работа по дереву (13)
  • работа с кожей (7)
  • разная упаковка (32)
  • свадебная тематика (21)
  • свечи (5)
  • соленое тесто (8)
  • сувениры разные (31)
  • сумки,косметички, кошельки.. (102)
  • тапочки (54)
  • тема новогодняя (137)
  • тема пасхальная (26)
  • точечная роспись (4)
  • фриволите (11)
  • цветы (вязаные,бисерные,шитые и т.д.) (52)
  • Ярмарка обмена, розыгрыши призов (26)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я – фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Онлайн-игра “Большая ферма”Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Помощь новичкам

Цитатник

Тильдо-магнит новогодний)) Фото-МК. Добрый вечер, девочки! Фото-МК готовила для блога “Чердачок .

100 Вкусных тортов на все случаи жизни Кулинарное сообщество Li.Ru – Рецепты пригото.

Платье для маленькой леди. Схема Платье для маленькой леди Платье связано крюч.

Диагональное вязание крючком. Мастер – класс Диагональное вязание крючкомИнтересный способ вяза.

Плетение из соломки и других материалов

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы, или прутьев лозы можно изготовить вполне современные вещи, которые могут украсить интерьер любого помещения, но, тем не менее, это так.

Плетение из соломки 1

Плетение из лозы 12

Плетение из бересты 20

Плетеная мебель 22

Алеся Анатольевна Гриб
Плетение из соломки и других материалов

Плетение из соломки

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал. Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. “Бородою” или “божьей бородой” называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего “дожиночного” снопа.

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные “пауки”, кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящиеся на зиму, весну, лето. Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавили им очертания человеческой фигуры. Зачастую это делалось поистине мастерски. Но этим народным творениям отпускался не долгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их “смерть” символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные “царские врата”, которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек. Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных “пауков”.

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так.

Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Она является дешевым и доступным материалом для плетения всевозможных утилитарных и декоративных предметов.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Соломенный стебель делится на 4–5 междоузлий – колен.

Ржаная соломка имеет широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов. Натуральная окраска ее зависит от условий произрастания растения, времени заготовки и условий хранения. В замоченном виде она мягка и эластична.

Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но, к сожалению, недостаточно длинный стебель.

Заготовка соломы

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru