Роспись матрешки

0

Содержание:

Роспись матрешки

Роспись матрешки: мастер класс для начинающих с фотографиями и видеоматериалами, история игрушки, особенности разных типов матрешек (семеновская, сергеевская, хохломская и т.д.) с иллюстрациями

Кто не знает, что такое матрешка? Эта знаменитая деревянная фигурка, расписанная яркими красками, стала узнаваема во всем мире. В некоторых источниках указано, что «предками» матрешки были деревянные японские куколки. Однако те виды матрешек, к которым мы с вами привыкли, уже имеют черты, характерные для русского народного творчества. Давайте сделаем роспись матрешки по пошаговому мастер-классу для начинающих, который мы предоставляем в нашей статье.

Туристы активно покупают матрешек в качестве сувенира из России. И в настоящее время в ответ на запросы потребителей появились экземпляры с совершенно нетипичными лицами: в виде политиков, актеров или персонажей мультфильмов. Они совсем не похожи на привычных нам деревянных кукол. В целом же стиль росписи матрешек можно подразделить на вышеупомянутый авторский, по результатам которого получается совершенно новое изделие, и традиционный. Даже если вы делаете куклу своими руками интуитивно и не стремитесь соблюдать особенности определенной художественной техники, рекомендуем соблюдать следующие характерные особенности.

1)Матрешка – это женский персонаж, о чем свидетельствуют ее платок и округлые формы. К тому же, она явно молода – чаще всего у матрешек яркие глаза и щеки и задорный румянец , изображаемый розовыми кружочками.

2)Красная краска является традиционной для росписи матрешек и такой цвет должен обязательно присутствовать в наряде куклы.

3)На переднике фигурки обычно изображаются пышные полевые цветы, ведь матрешка изображает крестьянскую, а не городскую девушку.

Совокупность вышеуказанных особенностей делает матрешек очень похожи друг на друга – как будто их выписали по одним шаблонам. При этом виды красок, используемых при росписи матрешки, зависят от региона и традиций. Например, знаменитые «сергеевские» матрешки не покрываются грунтом – рисунок сразу наносится на ошкуренную поверхность заготовки. Зато они могут иметь слои росписи, наносимой акварельными красками – ее нужно очень тщательно покрывать лаком.

Несложно догадаться, что в каждом регионе России расписывали матрешек по-разному.

Учимся технике росписи матрешки в мастер-классе для начинающих

Сергеевский стиль является наиболее популярным на сегодняшний день – пожалуй, матрешки такого вида самые узнаваемые. Стиль получил свое название по городу Сергиевому-Посаду, где родилась эта техника, однако она сильно менялась в течение времени.

Очень часто «сергиевские» матрешки имеют множество мелких деталей, а в нарисованных руках они могут какие-либо предметы: лукошко с ягодами, букет цветов, сноп колосьев. При этом традиционная роспись отражала моменты быта, привычные рядовому человеку и изображала самых разных персонажей: крестьянок, купчих, невест. Распознать «сергиевскую» матрешку можно по яркому, расписанному цветами платочку (если это женский персонаж) и скупо обозначенным чертам лица, выписанных темными четкими линиями. На фото ниже представлены характерные образы сергевских матрешек.

«Семеновский» стиль росписи матрешек.

Для семеновской матрешки первоочередным является не набор определенных элементов, а выбор красок. Обязательно должны использоваться насыщенные теплые тона: красный, желтый, зеленый, иногда к ним добавляется синяя краска. При этом ключевые детали обводятся черным контуром, что придает игрушке невероятную четкость и выразительность.

Среди «семеновских» матрешек вы не встретите мужских персонажей или барышень в дорогих платьях. Все фигурки представляют собой скромных крестьянских девушек в простых сарафанчиках с узорами в цветочек. На голове у куколок обязательно должен быть платочек, который часто имеет узор «в горошек». Конечно же, существуют и другие виды росписи: тверская, северная вятская, знаменитая хохломская. Все они имеют уникальные черты.

Оформление деревянной фигурки – занятие несложное, но очень увлекательное. Предлагаем и вам освоить роспись матрешки – пошаговый мастер-класс для начинающих позволит сделать это также тем, кто считает себя не способным к творчеству.

Для росписи матрешки потребуется:

  • деревянная заготовка
  • акриловые краски
  • кисти
  • грунтовка
  • простой карандаш
  • бумага и карандаш
  • ватные палочки и зубочистки

Мастер-класс «Роспись матрешки»:

1)Деревянную заготовку необходимо хорошенько отшкурить и покрыть грунтовкой, при этом растров нужно наносить широкой синтетической кистью. Если используется акриловый грунт, то его необходимо разбавить водой. В некоторых случаях требуется сохранить естественную структуру дерева – тогда необходимо только тот участок, где будет располагаться лицо куклы.

2)Намечаем простым карандашом основные элементы наряда и начинаем раскрашивать, в первую очередь покрываем краской крупные детали – передник, платок. Можно для надежности нарисовать эскиз одежды матрешки на бумаге.

3)Теперь можно переходить к мелким элементам и узорам. Для смешивания оттенков удобно использовать зубочистки и ватные палочки.

4)В последнюю очередь «делаем» лицо: нужно нарисовать глаза с ресничками, бровки домиком, губы и нежный румянец кружочками. Для детей этот этап обычно кажется самым сложным, т.к. требует предельной аккуратности.

5)Тонкие черные контуры прорисовываем кистью №0, предварительно потренировавшись на бумаге.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс росписи матрешек демонстрируется поэтапно.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским “изобретением”, хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать “спасибо”. японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.

Материалы и инструменты для росписи матрешки.

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт. Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи. Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки. Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак. Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.

Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей 🙂 Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть “Пони”, которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.

Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу – росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Низ также оформляем в точечной технике:

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.

Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

Происхождение русских матрешек и типы росписи

Добрый день, я Матрёна. Но все, кто меня знает, ласково называют Матрёшкой.

Вы не поверите, но мне более 100 лет.
Родилась я в конце XIX века в подмосковном Сергиевом Посаде.
Именно тогда игрушечных дел мастер В. Звёздочкин выточил из дерева куклу, которая раскладывалась на 2 части.
Внутри было ещё 6 малышек, одна другой меньше.

Художник С. Малютин расписал всех в виде розовощёких девочек-крестьянок в сарафанах с передниками и цветастыми платками на голове.

Возможно, никто бы и не узнал обо мне, Матрёшке, если бы не Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где я очаровала всех мастерством росписи.

Что в ней особенного?

Это кропотливая ручная работа, превращающая деревянную заготовку в произведение искусства.
Мастер, используя гуашь, акварель, темперу, акриловые или анилиновые краски, расписывает фигурку в авторской или традиционной для его местности манере.

Моя роспись носит название загорская, или сергиев-посадская матрешка.
Вы узнаете её по лаконичности оформления гуашью ярких локальных цветов и чёрным контурам.
Овал лица и руки покрываются телесным цветом, глаза рисуют без ресниц, нос отмечают двумя точками.
В оформлении лица прослеживаются традиции иконописной школы.

Загорской росписи характерно изображение таких элементов национального костюма, как сарафан с передником в цветочек и платок, повязанный узлом.
Художники часто изображают меня, держащей в руках петуха, букет цветов или лукошко с ягодами. Так они передают элементы быта крестьян.

У меня есть младшие сёстры из других уголков России: Семёнова, Полхов-Майдана, Вятки и др.
Их роспись отличается от моей.

Хотите узнать, какая она, семёновская матрёшка?
Её изображают в виде сельчанки с опущенными вдоль тела руками.
Основное внимание уделяется росписи фартука крупными фантазийными цветами, которые издавна символизируют здоровье и успех, а также окантовке платка.

Цветочная роспись семеновских матрешек напоминает мне «травный» орнамент Древней Руси.
Если контуры моей росписи предварительно наносятся горячей иглой, то семёновскую матрёшку пишут сразу кистью, чтобы анилиновые краски смотрелись сочнее. Лицо рисуют на не закрашенном дереве, глаза обозначают полудугами, румянец на щеках ; красными кругами.
И обязательно покрывают лаком.

Как узнать полхов-майданскую матрёшку?
Обратите внимание на её глаза и волосы.
Если они прорисованы детально, то перед вами именно она, деревянная красавица. Полхов-майданская матрёшка представляет собой крестьянский примитив, написанный анилиновыми красками по чёрному контуру. Его наносят первым с помощью туши. Матрёшку одевают в юбку, передник и броский платок. Руки не пишут, чтобы не отвлекать внимания от многолепесткового цветка шиповника с бутонами, который украшает передник.

Матрёшки, чьи фотографии вы увидите на сайте, написаны при помощи разных техник.

Рассказать про основные?

Техника одного мазка (One Stroke): художник берёт на кисть краску сразу нескольких цветов для создания объёмной росписи.
Это достаточно сложная техника, поэтому, чтобы добиться похожего эффекта, вместо неё часто применяют лессировку. Иными словами, поверх одного слоя наносят другой, с помощью полупрозрачной краски более светлого оттенка.

«Цветы с наводкой» – самая самобытная разновидность росписи, когда рисунок наводится тушью, и лишь потом пространство внутри контура «заливается» красками.

«Цветы без наводки» – роспись, когда стебли, листья, ягоды, цветы пишутся свободно без нанесения контура. Специальным приспособлением из капроновой ткани выполняется «пестрение» рябенькие рисунки из чёрных точек, спиралек, линейных мазков.

Пускай матрёшки пишутся каждая в своём стиле и с применением разных техник, но все символизируют одно и то же.

А именно: русскую красавицу, хранительницу семейного очага, продолжательницу рода.
Как бы я хотела, чтобы, листая страницы сайта, вы почувствовали всю прелесть русской души.
Чтобы матрёшка стала для вас отныне не просто сувениром, а оригинальным воплощением художественного таланта народных мастеров.

Мастер-класс по росписи авторской матрёшки

Я Инна, профессиональный художник, занимаюсь живописью уже больше 20 лет и представляю наш любимый всеми Русский Стиль.

Мне захотелось показать и рассказать вам процесс создания новогодней матрёшки «Тройка».

В этом мастер-классе я поделюсь с вами своим опытом, навыками и маленькими секретиками.

Уверена, он вдохновит вас на создание своего авторского сувенира! 🙂

Что нам понадобится:

  1. Заготовка матрешки.
  2. Наждачная бумага К120.
  3. Карандаш.
  4. Стёрка.
  5. Акриловые краски.
  6. Кисточки Колонок № 00, 0, 1, 2, 3.
  7. Палитра.
  8. Акриловый лак на водной основе.

Мастер-класс разбит на этапы, каждому этапу соответствуют фотографии и описание инструментов и материалов.

Поехали!

Шаг 1. Зашкуриваем заготовки.

Выбирайте заготовку хорошего качества: гладкую, сухую, без сколов. Чем лучшего качества она окажется, тем меньше подготовтельных работ придётся произвести. Такую форму достаточно зашлифовать мелкой наждачкой до почти зеркальной поверхности. Особое внимание следует уделить зоне лица — она должна быть абсолютно гладкой.

Место соединения верхней и нижней части зашлифовывается до идеального соединения без перепадов объёмов.

Донышки шлифуются до ровной поверхности, чтобы матрёшка стояла устойчиво, не качалась.

Шаг 2. Рисуем карандашом.

Я использую карандаш с сменными мягкими стержнями. Они дают тонкую ровную линию и легко стираются.

Выбирайте качественные ластики, которые стирают карандаш, не оставляя следов на поверхности.

Сначала рисуем лица у всех пяти матрёшек и короны на головах.

Итак, наши лица готовы! Теперь на передничке каждой матрёшки рисуем композицию.

Шаг 3. Грунтуем лица.

Чего я только уже не пробовала! Раньше, когда выбор производителей, а тем более оттенков был ограниченным, я смешивала краски сама. Процесс кропотливый, требующий тщательно выверенных пропорций, чтобы лица девушек не получились слишком бледными, слишком жёлтыми, слишком розовыми. И апогей всего — краски плохо смешиваются! Продолжать можно бесконечно!

Сейчас, конечно, выбор намного богаче, и удобно рисовать красками готовых телесных оттенков.

Хочу поделиться своей недавней находкой — красками финской марки Tury. У них натуральные цвета, хорошая кроющая способность, они идеально смешиваются.

А справа на фотографии баночка рассыпчатых румян и плотная кисть марки Ecotools. Я их использую для «подрумянивания» девочек. Рассыпчатые румяна, в отличие от пресованных, имеют мельчайший помол, легкую текстуру и слабую пигментированность. Наносить их намного удобнее, чем краски или что-либо еще! Помимо этого, хорошие румяна содержат светоотражающие частички — они придают объём щёчкам.

Шаг 4. Расписываем лица.

Здесь нам понадобится кисточки Колонок №00, 0 и сноровка. Поэтому сначала лучше потренироваться на бумаге или палитре.

Получилось? Мы молодцы! Ждём, пока краски точно высохнут. Мы так старались, что было бы очень неприятно смазать тонкие бровки! Покрываем акриловым лаком на водной основе, чтобы лица не запачкались при дальнейшей работе.

Шаг 5. Подготавливаем основную картинку.

С лицами мы закончили и теперь приступим к нашему сюжету.

Напомню, на заглавной матрешке у нас Дед Мороз и Снегурочка едут в санях.

Нам нужно загрунтовать этот передничек, то есть нанести основные цвета красок на дерево. Отписывать мы их будем в самом конце.

Поскольку детали рисунков на передничках довольно мелкие, нам удобно пользоваться колонковыми кисточками № 1, 2, 3.

Палитру лучше использовать фаянсовую или фарфоровую. Такие палитры не впитывают краску и хорошо отмываются. Плюс, они достаточно увесистые, поэтому их сложно случайно смахнуть со стола в порыве творчества.

Что у нас получилось. Здесь действуют два главных правила:

Первое. Сверху — вниз.

Второе. Слева — направо.

В этом случае вы не вляпаетесь и не размажете свой ценный рисунок.

Шаг 6. Рисуем платки карандашом.

Оставляем сохнуть переднички матрёшек и переходим к платочкам.

Для начала разметим границы платка, каймы и крупные элементы верхнего платка карандашом. Рисунок на нижнем платке размечать сейчас смысла нет, потому что во время грунтовки его закроет плотный слой краски.

Шаг 7. Грунтуем платки и кокошники.

Как и в случае с лицевой стороной матрёшки, нам нужно нанести основные цвета: фон, окантовка, оборки и крупные цветы на верхнем платке.

Старайтесь, чтобы на крупных элементах краска ложилась ровно, без пробелов. Если у вас не получилось с первого раза, не расстраивайтесь. Дождитесь полного высыхания краски и нанесите второй слой. Некоторые краски требуют нанесения и в 3-4 слоя.

Не забывайте, что мы грунтуем сверху вниз.

Шаг 8. Отписываем мелкие детали.

Платочки высохли, а это значит, что мы приступаем к самому интересному — к отписке!

У нас много мелчайших и тонких деталей, для которых мы используем колонковые кисточки № 00, 0,1.

Поскольку кисточки тонкие, количество краски на них набирается незначительное, поэтому удобно перелить нужные нам оттенки в маленькие пластиковые баночки с крышками. Их можно смешивать на палитре, открывая одновременно и не опасаясь, что краска засохнет.

Что у нас получилось:

Платочки отличаются друг от друга деталями — это уже на вкус каждого. Здесь уместны будут объемные мазки, капли, точки — словом, все элементы, которые окажутся у вас под пальцами, когда вы эту матрёшку будете держать в руке.

Шаг 9. Отписка передничков.

Самое кропотливое в матрёшке и то, собственно, к чему мы с вами так долго шли!

Вуаля! Авторская матрёшка «Тройка» готова!

Замечательный русский сувенир на Новый год и Рождество 🙂 А там уже можно предоставить выбор собственной фантазии и рисовать сувениры на все наши праздники!

Мастер-класс «Роспись матрешки»

Татьяна Колотухина
Мастер-класс «Роспись матрешки»

Добрый вечер, друзья! На досуге захотелось мне проверить свои возможности в росписи. И решила начать с городецкой. Нравится она мне свой яркостью, весёлостью и разнообразием сюжетов! В перспективе распишу четыре доски в форме матрёшки. А сегодня самую первую и ответственную – распишем с вами вместе!

Нам понадобится: грунт акриловый, краски (у меня акриловые, но мне не понравилось,как они ложатся на грунт: скатываются, оставляют борозды от кисточек, чтобы покрыть ровным слоем цвет – краску нужно наносить в несколько слоев, и тут нужно быть осторожной, т. к. от этих слоев появляются бугры!Короче, думаю в следующий раз попробовать темперные краски, кисти разных размеров, банка с водой, деревянная заготовка, карандаш и салфетка.

1) грунтуем поверхность с двух сторон;

2) намечаем простым карандашом всё, что у нас будет на матрёшке (как писала выше про капризность акриловой краски, то тут ещё, не зная о подвохе, стоит на карандаш сильно НЕ нажимать! Эти линии потом, оказалось, очень трудно перекрыть краской – карандаш постоянно просвечивал. В следующих работах я это учту.);

3) теперь, локально покрываем все самые крупные части матрёшки (чем мне нравится городец, так это тем, что здесь нет строгих правил по отношению цвета изображаемого, вы можете сочинить свою матрёшку в своих цветах);

4) дальше берём тонкую кисть и добавляем детали в роспись (новый мазок краски или слой наносим ТОЛЬКО после полного высыхания предыдущего слоя, иначе всё будет мазаться);

5) на высохшем фоне рисуем листочки, продолжаем добавлять детали в цветы;

6) белым цветом украшаем цветы;

7) кончиком кисти изображаем завитки;

8) поднимаемся наверх и украшаем незатейливыми узорами платок и рукава;

9)и финишная прямая: придаём облик матрёшке – расписываем ей лицо и обводим линией нижнюю часть доски.

Наша матрёшка готова!

Спасибо за внимание!

Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа) Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи. Задачи: – Знакомство с традиционным.

Детский мастер-класс по аппликации из ткани «Веселые матрешки» Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, детский мастер-класс по созданию панно методом аппликации из ткани. Созданные таким методом.

«Красавицы-матрешки» — детский мастер-класс Доброе утро, уважаемые гости моей странички! В апреле по календарно-тематическому плану у нас проходила неделя знакомства с народной культурой.

Мастер-класс «Аппликация матрешки» Добрый вечер дорогие МААМОВЦЫ! Разрешите представить вашему вниманию мастер класс по аппликации матрешки. Для этого нам понадобится: трафарет.

Мастер-класс «Городецкая роспись» Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. Уважаемые коллеги, спешу поделиться с Вами мастером-классом.

Роспись матрешки

Стили Росписи

Сергиевская (Загорская) игрушка

Массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Прочное место в сюжетах занимали бытовые темы. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских девчат, вызывала интерес мастеров благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Промысел возник в Сергиевом Посаде, предположительно в 17 веке и достиг расцвета на рубеже 18 – 19 веков. Таким образом, к моменту появления разъемной матрёшки, история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий. Тематика деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, близостью Москвы и соседство с Троице-Сергиевой Лаврой, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов.Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В качестве сюжетов использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек – Горбунок” П.П. Ершова и многие другие. Из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого мастера, поэтому были общедоступны и любимы покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок, и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Загорский (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился в результате новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А город Семенов был известен своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки. В 1922 году мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке нераскрашенную матрёшку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Она расположила в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиевской матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-Семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Основой композицией в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.

В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиевской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». В 1953 году Семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с Загорской, выгодно отличаясь от нее сочным колоритом.

Полховская игрушка

Полховская матрешка заметно отличается формой от Сергиевских и семеновских. Её характеризует многообразие, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Рисунок матрёшек очень лаконичен: лицо более овальное с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Главный элемент Полховских матрёшек – многолепестковый цветок розы, георгинов, колокольчиков, шиповника, возле него располагаю несколько полураскрытых бутонов. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново–красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная роспись – при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Вятская игрушка

Матрешки родом из Вятки, отличаются наиболее сложной технологией изготовления. Вятскую матрёшку отличает от остальных прежде всего прорисовка глаз, пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века формируют большие полные доброты глаза. Важной отличительной чертой является плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой (наклеивание или врезание соломы в рисунок).

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами – в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Роспись матрешек: поэтапное описание работы, мастер-класс и рекомендации

Кто не знает, что такое матрешка? Эти яркие расписные фигурки из дерева знамениты на весь мир. Эти сувениры имеют характерные черты, присущие русскому народному творчеству. Соблюдая технологию и проявляя аккуратность, роспись матрешки (мастер-класс по выполнению которой представлен в этой статье) можно сделать самостоятельно.

История возникновения

Матрешка издавна стала русской народной традицией, начало которой положил художник Сергей Малютин, убежденный последователь национального колорита и стиля. Кукла, выточенная из цельного дерева, стала самым ярким и узнаваемым символом нашего народа. А все потому, что искусно изображенная женщина в праздничном наряде смогла передать всю глубину русской души и этнографических традиций.

Оригинальная особенность в виде вкладывания одной матрешки в другую была придумана благодаря подсказке в виде японской разъемной игрушки «мудрец Фукурума». На сегодняшний день русская матрешка является всемирно известным сувениром, а набор игрушек, состоящий из 37 кукол, вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Особенности русской красавицы

Матрешка представляет собой молодую женщину, которую нельзя вообразить без нарядного платочка и румяных щек. Кукла всегда имеет округлую форму.

Красный цвет является преимущественным, с его использованием получается яркая матрешка, роспись по дереву в данном случае (наряд игрушки) не обойдется без этого цвета.

На переднике обязательно должны присутствовать крупные цветы, ведь матрешка является олицетворением не городской, а крестьянской девушки.

И хотя вышеперечисленные особенности делают их похожими друг на друга, будто бы их изготавливают с одного шаблона, однако виды и оттенки используемых красок зависят от отдельного региона и его традиций.

Разновидности

В каждом регионе России матрешек расписывают по-особенному. Существуют отдельные виды всемирно известного сувенира из России. Каждый из них уникален и отличается определенными признаками:

  • Семеновские матрешки характеризуются примитивным стилем, он доступен даже начинающим мастерам, у которых нет художественного образования. Еще один признак семеновской матрешки – это фартук с изображением огромной розы. Для росписи чаще всего используют желтую, красную и синюю краску.
  • Роспись матрешек в тверском стиле отличается своими сюжетами. В данном случае чаще всего изображают исторических персонажей. Также на фартуке могут красоваться пейзажи, цветы или шедевры русской архитектуры.

  • Сергеевский стиль росписи матрешек считается одним из наиболее популярных. Зачастую фигурки имеют множество мелких деталей – это может быть сноп из колосьев, букет цветов или лукошко с ягодами.
  • Вятские матрешки обладают голубыми глазами и застенчивой улыбкой. Фигурки, выполненные в вятском стиле, считаются наиболее востребованными по всему миру. Уникальность изделий заключается в оформлении с использованием натуральной соломы.

Роспись матрешек

Процесс росписи происходит при использовании специальных техник, которые делятся на несколько этапов. Грунтовка, окрашивание и покрытие лаком требуют художественного подхода, поэтому новичку и любителю народного творчества справиться будет не так уж просто.

Подлинно художественный стиль предусматривает прорисовку каждой мелкой детали, вплоть до мимики куклы, от которой зависит выражение лица матрешки. Передать грусть или радость сможет лишь профессиональный художник. Только так роспись матрешек превращается в настоящее произведение искусства, и оно напрямую зависит от художественной подготовки мастера.

Из-за высокого спроса на эти изделия предприятия по изготовлению русских сувениров усиленно работают, повышая темпы производства, а это, к сожалению, негативно влияет на качество изготовляемой продукции.

Роспись матрешек поэтапно

Приступая к работе по росписи матрешки, первым делом необходимо определиться с внешним видом фигурки, выбрать узор и подходящие краски. Начинающим мастерам лучше всего не ставить перед собой сложных целей, изначально можно остановиться на простом незамысловатом рисунке. Нужно изготовить эскиз, желательно сделать проекцию передней и задней части.

Из материалов понадобятся деревянные фигурки, краски (акрил или гуашь), набор кистей, разных по размеру, акриловая грунтовка и лак. Перед началом окрашивания по поверхности фигурки проходятся мелкозернистой наждачной бумагой, все неровности будут сглажены, а части – подогнаны друг под друга. Матрешку не получится раскрасить красиво и аккуратно, если на ней будут даже маленькие неровности. Шероховатости лучше всего замаскировать специальной шпатлевкой для дерева.

После этого с деревянной фигурки нужно стряхнуть пыль и обработать ее грунтовкой. Для этой работы прекрасно подойдет акриловая. Если таковой нет, то можно использовать смесь из клея ПВА и воды (смешивают их примерно в равной пропорции). Ею покрывают внешнюю сторону заготовки.

Когда грунтовка высохнет, не стоит торопиться с красками. Первым делом все узоры необходимо прорисовать простым карандашом. Линии должны быть четкими и жирными. Только после этого шага начинается роспись матрешек красками. Чтобы работа проходила более легко, фигурку закрепляют на подставке с помощью шила или иглы. Покраску начинают с больших участков, а уж затем переходят к более мелким.

Удобнее всего покрыть сначала верхнюю часть матрешки, а затем – нижнюю. Слои должны быть прозрачными, чтобы можно было увидеть разметку, выполненную карандашом. Однако краску следует наносить равномерно и без потеков. Кисточки должны подходить деталям по размеру. Мелкие узоры и блики лучше прорисовывать зубочисткой. Закончив роспись, матрешку оставляют до полного высыхания. В завершение фигурку нужно покрыть лаком (подойдет ПФ-283 или 157).

Начинающим мастерам не рекомендуют пользоваться акварелью: с ней совладает лишь умелый художник. Краска быстро сохнет, неумело выполненный мазок оставляет некрасивые разводы. Поэтому, если нет достаточной практики в выполнении народных росписей, лучше всего остановить свой выбор на более плотных красках.

Акриловый лак нельзя использовать в качестве финишного покрытия. Краска, нанесенная на поверхность матрешки, потечет, само покрытие получается матовым, а это не придаст матрешке презентабельного вида.

Деревянная заготовка – матрешка под роспись – удивительна, ведь мастер может ее оформить по своему желанию. Это могут быть классические образы в виде румяных дев в ярких платках, однако все может закончиться и оригинальными дизайнерскими экспериментами. Очень важно придумать хорошую идею, а остальному можно научиться.

Русская матрёшка: народный промысел

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Загорский стиль росписи матрешки

В старинном городе Сергиевом Посаде (в 1930-1991 годах носившем имя «Загорск») одной из достопримечательностей является матрешка, которая представлена в местном музее игрушек. Эта русская национальная кукла скорее всего впервые появилась именно в Сергиевом Посаде, когда в конце XIX столетия ее выточил выдающийся токарь-игрушечник Василий Звездочкин и декорировал знаменитый художник Сергей Малютин.

В настоящее время росписью матрешек в России занимаются многие мастерские и отдельные художники, которым выгодно покупать сделанные на заказ деревянные заготовки.

Загорская (сергиево-посадская) матрешка: особенности оформления

Верхняя фигурка созданной Василием Звездочкиным и Сергеем Малютиным первой матрешки была выполнена в образе дородной и румяной деревенской девицы, облаченной в расшитую рубашку, сарафан, передник и цветастый платок, которая держала в руках черного петуха. Данная разъемная игрушка была составлена из восьми куколок, вложенных одна в другую. Внутри верхней, наиболее крупной из них, содержалась фигурка мальчика, в которую была помещена куколка, изображающая девочку и т. д. Все части данной игрушки различались по образу, самая миниатюрная из них представляла спеленутого младенца.

Вскоре сергиево-посадские мастера стали выпускать матрешек в так называемом крестьянском стиле – в образах сельских девочек в традиционной одежде, с серпами и букетами цветов в руках, в виде женихов и невест с их родственниками и гостями, пастушков, купцов, цыган с дрессированными медведями, мужиков и баб, держащих различные предметы быта. Также умельцы Сергиева Посада делали матрешек в виде русских богатырей с головами шлемовидной формы, в образах литературных, былинных, сказочных и исторических персонажей (в так называемом боярском стиле). В оформлении кукол применялись яркие краски, лица изображались с использованием сложных живописных приемов, детали одежды выполнялись мелкими и декорировались позолотой.

В советское время, с 1920-годов, стиль росписи сергиево-посадских матрешек значительно упростился, так как была поставлена задача массового тиражирования и удешевленного производства (в том числе фабричным способом) этих кукол. Типичные загорские матрешки советской эпохи представляют собой девушек, облаченных в простые, зачастую украшенные незамысловатыми узорами, платки (косынки), в прикрытые передниками кофты или сарафаны. Такие куклы иногда удерживают одной или двумя руками корзинки. Из-под завязанных узлом платков обычно виднеются две пряди волос. Лица фигурок круглые, полные, с румянцем, с наивным и милым выражением, иногда полудетские.

Незакрашенного пространства на данных куклах почти нет, они расписаны сочно, контрастно и ярко простыми (зачастую матовыми) цветочками, листочками, кружочками, волнистыми линиями и точками. Роспись, выполняемая без нанесения на заготовку предварительного рисунка, чаще всего совершалась с использованием трех-четырех основных красок – красной либо оранжевой, синей, желтой и зеленой. Лица и контуры предметов одеяния обводились тонкими штрихами черного цвета. Этот стиль росписи кукол, названный «загорским», приближался к первоначальной «малютинской» манере оформления матрешек. Он господствовал до конца 80-х годов XX века.

Сегодня в Сергиевом Посаде матрешки расписываются вручную как в дореволюционной манере, так и в загорском стиле с различными авторскими вариациями. Перед нанесением рисунка деревянные заготовки грунтуются. Столетие назад для оформления матрешек использовали гуашь. В настоящее время задействуются также темперы, акварельные, масляные и анилиновые краски. После росписи фигурки лакируются, в результате чего цвета становятся более яркими и насыщенными.

Ценители и продавцы изделий народных промыслов могут оптом и в розницу купить сувенир «Матрешка», состоящие из 3, 5, 7 и 10 фигурок, изготовленные в нашей мастерской из древесины липы и декорированные в традициях полхов-майданской росписи.

Другие статьи о деревянных изделиях

Как выбрать заготовку для росписи матрёшки? Матрешка является не только русской национальной игрушкой, но и…

Как расписать деревянные бусы? На данный момент всё большую популярность обретают украшения, изготовленные своими руками.…

Мезенская роспись: история и особенности Высоко в небе гуляет ветер, светит солнце и летят птицы…

Учебное пособие для студентов “Матрешка”

  • Сергеева Тамара СергеевнаНаписать 1033 26.05.2018

Номер материала: ДБ-1640168

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    25.05.2018 2335
    25.05.2018 1581
    25.05.2018 447
    25.05.2018 368
    25.05.2018 468
    25.05.2018 409
    25.05.2018 168
    25.05.2018 155

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru