Узелковый батик

0

Содержание:

Узелковый батик

Техника узелкового батика: мастер-класс для начинающих

Роспись тканей считается довольно популярным видом искусства — ею можно заниматься как самостоятельно, так и вместе с ребенком. Весьма увлекательным является процесс изготовления узелкового батика, техника выполнения которого весьма проста. Мастер-класс для начинающих поможет новичкам овладеть азами это ремесла.

Что такое узелковый батик

Узелковая техника батика считается одним из самых простых видов росписи ткани, который отлично подойдет для новичков. Не нужно заранее подготавливать эскизы. Главное — это желание, ткань, краситель, а также дополнительные элементы: различные веревочки, камушки, пуговицы и тому подобное.

Способы складывания узелкового батика подразумевают последовательное совмещение и связывание ткани. После этого наносится специальный краситель. На некоторые узлы он не будет попадать, в связи с чем образуются красивые узоры.

Изготовление батика по схеме позволяет понять, каким образом различные красители смешиваются друг с другом, как взаимодействуют с различными материалами. Эти знания пригодятся в более сложных видах росписи.

На первый раз можно взять какую-нибудь ненужную майку или футболку и потренироваться на ней.

Чаще всего используются анилиновые краски, которые подходят к большинству видов тканей, используемых при изготовлении батиков. Краситель можно приобрести в специализированном магазине. Рекомендуется уточнять у продавца о том, какая краска подойдет к тому или иному виду материала.

Некоторые умелые художники совмещают техники узелкового и холодного батика. Первым делом они окрашивают фон с помощью узлов и перевязок, после чего наносят необходимые узоры на уже готовый фон. Такие изделия выглядят красиво и оригинально.

Простой мастер-класс

Первым делом необходимо подготовить все необходимые материалы. Для работы потребуются:

  • Шприц для инъекций.
  • Иголка.
  • Красители.
  • Сода.
  • Простой карандаш.
  • Прочные нитки для шитья.
  • Ткань из хлопка — примерно 40 на 40 сантиметров.

Весь процесс выполнения узелкового батика можно разделить на семь этапов:

  1. ​Для начала нужно приготовить раствор соды. Для этого полтора стакана соды размешивается в одном литре воды. Получившуюся смесь необходимо тщательно перемешивать до того момента, пока вся сода не растворится. Теперь с помощью карандаша необходимо начертить три геометрические линии на куске подготовленной ткани.
  2. Вдоль размеченных линий необходимо проложить различные стежки. Узлы завязывать на конце нитки. Это позволит избежать распускания строчки.
  3. Аккуратными движениями нужно стянуть все строчки до максимального предела, после чего закрепить конструкцию узлами. На этом этапе должен получиться определенный узор.
  4. Полученный узел необходимо поместить в раствор соды примерно на 30 минут.
  5. Через полчаса конструкция вынимается из раствора. Нужно аккуратно отжать весь материал от лишней жидкости и разложить его на полиэтилене.
  6. Теперь можно перейти к красителям. Он загоняется в шприц для инъекций. Необходимо аккуратно поливать картину краской. После этого нужно поместить ткань в полиэтиленовый пакет и оставить для полной окраски на сутки.
  7. По истечении суток необходимо убедиться, что краска полностью высохла, и тщательно прополоскать изделие под потоком холодной воды, а потом под теплой. Теперь нужно медленно распустить все строчки и простирнуть ткань в теплой воде с мылом.

Остается лишь высушить изделие и тщательно прогладить. На этом процесс изготовления узелкового батика своими руками можно считать завершенным.

Открытка «Букет цветов»

При желании можно изготовить открытку «Букет цветов». Ее можно подарить кому-нибудь или украсит ею интерьер. Для выполнения понадобятся следующие материалы:

  • Специальный клей.
  • Подходящие красители.
  • Кисточка номер 4.
  • Нитки.
  • Разная ткань, бязь, ситец.
  • Стакан и вода.
  • Хорошие ножницы.

Размер ткани подбирается на усмотрение рукодельницы.

С помощью специального маркера для ткани нужно пометить места, в которых будут располагаться цветы. В этих местах нужно вытянуть ткань с помощью пальцев и закрепить ниткой. Завязывать ничего не нужно.

Отрезается еще одна нить и заматывается немного ниже. Так получается первый узел. Эту процедуру нужно проделать со всеми цветами.

Теперь ткань помещается на полиэтилен. Каждый краситель предназначается для разной части рисунка: верхней, центральной и нижней. После этого нужно окрасить сами узлы.

На следующем этапе можно развязать узлы и развернуть весь материал. С помощью кисточки нужно дорисовать цветам стебельки и листочки.

Фон можно докрасить по своему вкусу и усмотрению.

С помощью фена ткань тщательно просушивается, после чего проглаживается утюгом. Обрезаются уголки ткани. На этом работу можно считать завершенной. При желании можно приклеить картон в подходящих местах, а также разместить изделие под прессом, чтобы узоры сохранили свою форму.

Техника узелкового батика

Сегодня мы поговорим об одном из древнейших способов окраски ткани. Наверняка Вы часто видели одежду и аксессуары из ярко окрашенной ткани с причудливыми узорами. Они бывают многоцветные, однотонные, яркие, приглушенные по цвету.

Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.

Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно.

Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется!

Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.

Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно.

Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.

Ну что? Любопытство, интерес и желание попробовать есть? Тогда идем дальше!

Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.

После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.

Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.

После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.

Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.

В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.

В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.

Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).

Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.

Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.

После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.

У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.

Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.

Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.

Экспериментируйте, пробуйте. Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.

Сейчас пользуются большой популярностью вещи с яркими, необычными узорами, а если изделие рукотворное, то цена его возрастает в разы. Начните, может это станет Вашим первым шагом в новой увлекательной профессии.

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани

Способов завязывания ткани много и я выделю несколько самых простых, но эффектных при создании узора на ткани. Думаю для практического применения можно нарезать лоскуты не очень плотного однотонного батиста или другой хлопчатобумажной ткани на небольшие салфетки 30*30 см. Их в дальнейшем можно использовать в быту. К тому же для проб и ошибок — это наиболее бюджетный вариант, в дальнейшем можно использовать и шелк, уже для создания аксессуаров: платков, шарфов и палантинов. Вы можете использовать как белую ткань, так и разноцветную, но желательно светлую и однотонную.
Также для работы потребуются толстые нитки или веревка, только из натурального материала, желательно тоже х/б. Так как нитка и образуемые с помощью нее узелки служат в узелковом батике резерважем, то их задача не пропускать краску, чтобы на ткани получился узор. Если использовать синтетическую нить, то она легко пропустит краситель и рисунок не получится.

Первый способ:

1. Возьмите салфетку за центр (рисунок 1), образуйте конус и начинайте затягивать ниткой конус от вершины к основанию (рисунок 2).
2. В нескольких местах сделайте более плотную обвязку ниткой (рисунок 3) на разных расстояниях.

Второй способ:

1. Ткань складывается пополам.
2. Складываем ткань гармошкой и плотно обвязываем как в предыдущем способе.

Третий способ подойдет для прямоугольной салфетки размером 30*50 см:
1. Ткань складываем вдоль пополам.
2. Разделяем получившийся лоскут на равные части, складываем ткань гармошкой так, чтобы уголки на верхнем сгибе загнулись внутрь.
3. Обвязываем сложенную ткань ниткой.

При перевязывании старайтесь, чтобы веревка очень туго затягивалась на ткани, иначе краска проступит через перевязь и окрасить ткань там, где нам этого не нужно.
После того, как салфетки обвязаны, их необходимо окрасить.
Для окрашивания можно использовать анилиновые или акриловые красители. Окрашивается ткань методом погружения, что увеличивает расход краски, но можно окрашивать и кистевым способом, однако при этом окрашивание может пройти не полностью.
Если при окрашивании вы использовали анилиновые красители, то заготовки опускаются в горячий раствор красителя, который доводят до кипения в течение 20 минут и затем на медленном огне кипятят еще 20 минут, после чего оставляют раствор остывать до 60 градусов. После такой обработки краситель надежно проникнет в волокна ткани и закрепится.
Если вы используете акриловые красители, то достаточно дождаться высыхания заготовки, прогладить ткань утюгом и краситель закрепится.
Ткань после окрашивания полощется в слабом растворе шампуня, чтобы удалить остатки не впитавшейся краски.

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.

Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками – с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Батик, ч. 5, “Узелковый батик”

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает “обвяжи-окрась”. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит “пробел, пятно”. На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии – бусинами, в Африке – вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани – более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка – одни, для шелка и шерсти – другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Основной прием в узелковом крашении – завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

(1) (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

(3) (4) (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5).

Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6).

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы.
Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).

(6) (7)

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой – не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры – в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Узелковый батик: мастер-класс по росписи ткани, а также способы и технологии окрашивания по технологии узелкового батика

Узелковый батик по праву считается самым простым видом росписи тканей. Здесь не требуется особых художественных талантов или предварительной подготовки эскизов, даже резервирующий состав не нужен – только ткань, краситель и различные шнурки, веревочки, камушки, пуговки и прочая мелочь, с помощью которой можно создать узоры на ткани. Сегодня мы сделаем узелковый батик по пошаговому мастер-классу, который будет описан в нашей статье!

Техника выполнения узелкового батика заключается в определенном складывании или завязывании ткани с последующим нанесением красителя, при этом в места перевязанные узлами краситель не попадает и образует причудливые и непредсказуемые узоры и переливы цветов.

Узелковый батик отлично подходит для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать этот вид искусства, с его помощью можно наглядно увидеть и понять, как смешиваются краски между собой, как ведут себя на различных тканях, чтобы потом применить эти знания в более сложных видах росписи. К тому же не нужно покупать дорогостоящие материалы, инструменты, красители и прочие атрибуты для росписи тканей – для первого раза можно попробовать создать замысловатый узор на футболке или окрасить шарф. Способы складывания ткани в узелковом батике могут быть самые различные – можно просто завязать несколько узлов, можно перевязать часть ткани шнурками, а можно сложить в технике оригами – все, что будет угодно для вашей фантазии. С узелковым батиком очень приятно экспериментировать – каждый раз получается что-то новое и интересное.

В узелковом батике используются анилиновые краски для хлопчатобумажных тканей, которые можно купить в специализированном магазине. Если у вас другая ткань, то и краски выбирайте соответствующие, иначе конечный результат может быть не таким, как описано на тюбике с краской.

Некоторые художники в своих работах совмещают узелковый и холодный батик, окрашивая сначала фон с помощью узлов и перевязок, а затем уже наносят определенные рисунки на готовый фон или с помощью узелков получают определенные рисунки, а затем дорисовывают к ним остальные элементы. Получается очень необычно и оригинально.

Для более подробного ознакомления с технологией узелкового батика, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по окрашиванию обычной светлой бязи (можно взять любую другую хлопковую ткань, главное чтобы она была светлого цвета).

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике узелковый батик

Необходимые материалы и инструменты:

  • Кусок хлопковой ткани размером около 40*40см;
  • Простой карандаш;
  • Прочные нитки для прошивания;
  • Красители;
  • Кальцинированная сода (необходима только для краски под запаривание «Гамма» или порционных красителей);
  • Швейная игла;
  • Шприц для инъекций без иглы.

Готовим раствор кальцинированной соды в теплой воде в соотношении 1/4 стакана соды на литр воды, хорошо размешиваем до полного растворения соды. На подготовленном кусочке ткани прочерчиваем абсолютно произвольно три геометрические линии.

По размеченным линиям прокладываем разнообразные стежки (не забудьте завязать узелки на конце нити, чтобы строчка не распустилась).

Все прошитые строчки аккуратно стягиваем до предела и закрепляем узелками, чтобы ткань не распускалась, должна получиться вот такая картина

Получившийся узелок погружаем на 30 минут в заранее подготовленный раствор кальцинированной соды.

Через 30 минут вытаскиваем узелок из раствора, отжимаем излишки жидкости и раскладываем ткань на полиэтилене.

Поливаем нашу ткань красителем темного цвета с помощью шприца, затем помещаем ее в полиэтиленовый пакет и оставляем прокрашиваться примерно на сутки.

Когда ткань достаточно прокрасилась, прополаскиваем ее вначале в холодной, затем в теплой воде, затем аккуратно распускаем строчки и простирываем ткань в теплой воде с туалетным мылом. После высыхания разглаживаем утюгом. Работа завершена.

При окрашивании различными красителями и разных тканей необходимо строго соблюдать инструкцию на упаковке, иначе есть риск безвозвратно испортить ткань или вещь, которую решите украсить подобным образом.

Такая технология окрашивания позволяет создавать оригинальные платки, шарфы или салфетки, используя самые простые материалы (например, из старого постельного белья можно сделать комплект кухонных салфеток).

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, из которых вы сможете более наглядно узнать, что же такое узелковый батик и как сделать оригинальные вещи из обычных материалов.

Узелковый батик

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.

Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика:

  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Техника узелкового батика

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.

Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…

Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.

Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.

Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.

Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.

Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

О красках и красителях для ткани

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

  • ; Оттенки жёлтого цвета; Растения; Сбор
  • 1; Ярко-жёлтый; Листья берёзы; Начало лета
  • 2; Тёмно-жёлтый; Старые пихтовые шишки; Весна
  • 3; Тёмно-жёлтый; Луковая шелуха;
  • ; Оттенки коричневого цвета; ;
  • 1; Светло-коричневый; Молодые шишки пихты; Весна
  • 2; Коричневый; Опавшие листья яблони; Осень
  • 3; Чёрно-коричневый; Листья и стебли картофеля;
  • 4; Бежевый; Крапива; Всё лето
  • 5; Ярко-коричневый; Опавшие листья осины; Осень
  • ; Оттенки зелёного цвета; ;
  • 1; Зелёный; Пихта; Весна
  • 2; Светло-зелёный; Листья осины; Лето
  • 3; Тёмно-зелёный; Картофельный стебель и листья; Период цветения
  • ; Оттенки синего цвета; ;
  • 1; Синий; Полевой василёк; Период цветения
  • 2; Светло-синий; Корни пырея; Лето
  • ; Оттенки красного цвета; ;
  • 1; Пурпурно-красный; Опавшие листья клёна; Осень
  • 2; Ярко-красный; Плоды черешни; Начало лета
  • 3; Тёмно-красный; Корни и листья щавеля; Весна
  • 4; Сине-красный; Цветы подорожника; Лето
  • ; Оттенки чёрного цвета; ;
  • 1; Чёрный с коричневым оттенком; Кожура граната

Техника безопасности при окраске ткани:

  • При крашении работать в перчатках;
  • Пользоваться посудой с устойчивым дном;
  • Накрывать стол плёнкой;
  • Не ставить краски на край стола;
  • Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
  • Соблюдать осторожность у электроплиты;
  • Волосы убрать под косынку;
  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.
  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или на старых вещах, которые не жалко.

Узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках

Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.

Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.

Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.

Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Подготовка красителя и крашение заготовки.

  • Подобрать краситель.
  • Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
  • Профильтровать раствор через марлю.
  • Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
  • Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
  • Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
  • Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
  • Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
  • Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
  • Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.

Следующий этап работы – это крашение заготовок.

Инструктаж во время проведения крашения салфеток:

  1. Перед работой надевать резиновые перчатки.
  2. Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
  3. Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!

Главный этап работы – развязывание узлов!

Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!

Автор – Киселёва Галина Николаевна, педагог дополнительного образования

Узелковый батик. Мастер-класс с детьми

Светлана Большакова
Узелковый батик. Мастер-класс с детьми

Как мне хотелось попробовать сделать роспись по ткани. Смотрела работы у Тани Кирюшатовой, Лены Ивановой, восторгалась, а сама взяться боялась – вдруг не получится, да и красок по ткани нет. Но недавно младшей внучке подарили набор для росписи наволочки. Вот я и позаимствовала краски у Маши. Взяла лоскутки от старых списанных пододеяльников, которые когда-то выпросила у кастелянши. Краски развела водой в пластиковых стаканчиках

Намочив и хорошо выжав ткань, мы принялись завязывать узелки, то есть каждый ребенок завязал на своем лоскутке один узелок. Мне в количественном плане, конечно, работать было не трудно. С утра было пятеро детей

На столе была расстелена клеенка, на нее поставили пластиковые стаканчики кверху дном, положили на них лоскутки так, чтобы узелок находился на самой верхушке стакана

Краски наносили кисточками. Для каждой краски взята своя кисть. Сначала на узелок, затем другой краской вокруг узелка и т. д. На ткани х/б краски не растекаются, как хотелось бы

Дети очень увлеклись, им понравилось творить в этой технике

Так на стаканчиках и поставили сушить свои лоскутки

Когда все дети закончили, пришел еще один мальчик, сделали и с ним

А я решила сделать батик в виде спирали. Видела в интернете. Намочила лоскуток, поставила в середину кисточку и начала закручивать

Я закручивала не очень правильно, надо поправлять складки, чтобы было поровнее

Должна получится вот такая улиточка, которую нужно крепко перевязать нитками

А потом раскрасить по секторам сначала с одной, а потом с другой стороны

И оставить сушить

Пока мы гуляли, наши работы сохли на подоконнике

А к концу сон-часа высохли и я их погладила в прачечной. Краски после высыхания побледнели, но все-равно получилось красиво. И каждый ребенок унес домой свой шедевр

Я не дождалась высыхания своей работы, да и сохнуть ей надо было сутки, наверное. Аккуратно разрезала и убрала нитки

Поскольку это не шелк, то и краски не текут и сильно не смешиваются

Вот что у меня получилось

А это уже после полного высыхания и проглаживания

Представление опыта работы в технике «батик» на районном методическом объединении. Мастер-класс «Елочная игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида поселка Фряново Щелковского.

Картина в технике «Батик». Мастер-класс с пошаговыми фото. Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Назначение: сувенир может.

Мастер-класс для родителей с детьми Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие.

Мастер-класс «Платок в технике узелковый батик» Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, мастер-класс по батику, в узелковой технике. Мастер-класс проводили несколько.

Мастер-класс «Салфетка для мамы» (техника «батик») Скоро наступит праздник и всегда задумываешься о подарках для мам. Хочется сделать всегда что-то необычное,что-бы порадовать мам. Мы решили.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик» Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

НОД в старшей группе «Цветы для феи» с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» Тема:«Цветы для феи» Интеграция образовательных областей: ОО «Познание» ОО «Художественное творчество»; ОО «Социализация». Цель: • Закрепить.

Поделка, мастер-класс. Мастерим с детьми Шляпка игольница мастер класс Скоро весна и наступит всеми любимый праздник Международный Женский день 8 Марта. Всегда, подготавливая с.

Узелковый батик или превращение пятен В технике “узелковый батик” мы с ребятами расписывали лоскутки для новой Скатерти-Самобранки. Когда я рассказала, что лоскутки станут частью.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

eiheit_ya

Узелковый батик – один из первых способов украшения ткани, известный в странах Востока еще с древних времен (Индия, Китай, Япония).

В переводе с индонезийского ba — хлопчатобумажная ткань и tik — точка или капля.

Узелковый батик это метод окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.

В Европе узелковая окраска ткани стала известной еще в начале XX века, и нашла свое применение в одежде, интерьере (с помощью узелкового батика делались покрывала, занавеси, подушки, ширмы).

В 1970-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стиле хиппи.

Техника узелкового батика считается самой древней техникой батика, появившейся в Индокитае еще до VII века. Она заключается в том, что ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются не прокрашенными. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос, их сочетаний. Узелки вяжутся или вручную, или выполняются с помощью крючков и иголок. Чтобы получить узор в виде пробелов определенной конфигурации, внутрь узелков можно помещать мелкие предметы (пуговицы, камешки). В технике узелкового крашения не обойтись без обычных хлопчатобумажных ниток, веревок, шнуров, лент. Они должны быть крепкими, плотно прилегать к ткани и не пропускать краску. Это лучше делают навощенные веревки. Веревки не только фиксируют сложенную ткань в нужном положении, но и сами создают рисунок полос — соответственно узких или широких. Вначале нелегко научиться туго затягивать узлы нитей и веревок. Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего закреплять утюгом каждую складку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, бельевые прищепки или другие зажимы, различные дощечки, палочки.

Узелковый батик часто украшают дополнительно вышивкой, бисером, бусинами, жемчужинами, раковинами и т.д. Технику узелкового батика используют и как часть всего процесса росписи ткани — в узелковой технике создаются фоны некоторых изделий, которые потом дополнительно расписываются в других техниках (холодного батика, или, чаще, свободной росписи) и таким образом расставляются акценты.

Для узелкового батика следует выбирать ткань, которая будет легко завязываться и прокрашиваться. Всем этим параметрам отвечает хлопчатобумажная ткань, поэтому именно ее лучше всего выбрать для выполнения узелкового батика. Возможно также использование шелка и вискозы, но в этом случае, чтобы избежать неприятных сюрпризов, следует быть предельно внимательным при выборе красителя. При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка — одни, для шелка и шерсти — другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани. Для крашения понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Распространены следующие названия узелкового батика:

Лахерия — обычный жгутовый способ окрашивания ткани. Ткань скручивают в жгут, закрепляют обвязкой и таким образом окрашивают. Очень часто здесь появляется “волновой эффект”, рисунок повторяется через интервалы, как волны.

В Малайзии технику скручивания называют планги (планки),
что значит “пробел, пятно”. На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии – бусинами, в Африке – вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В Индии до сих пор широко распространена техника бандхани (бандхей, бандхана, бандхини и т.п.),
что означает “обвяжи-окрась“. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
Ткань захватывают ногтем мизинца и одной нитью завязывают тысячи мельчайших узелков. Рисунок получается из множества различных белых и цветных точек или мелких кругов.

В Японии — шибори (шибури, тибари, складной батик) — ткань не скручивается, а только складывается определенным образом, и так окрашивается.

В США — тайдай (tie-dye) — такое название узелковой техники распространилось на весь Запад в конце 50-х годов XX в. при появлении хиппи и массовых движений протеста.

В Индонезии применяется техника тритик (триник, шитая техника). Ткань прошивается в нескольких местах и таким образом формируется особый узор. В этой технике можно создавать более тонкий и предсказуемый орнамент: нарисуйте эскиз на ткани и пройдитесь по его контурам швом “вперед иголку”, мелкими стежками. Стяните нить. После окрашивания перпендикулярно шву образуется узор из мелких лучиков.

Узелковый батик

Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает “обвяжи-окрась”. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит “пробел, пятно”. На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии – бусинами, в Африке – вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани – более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Крашение

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru