Жостовская роспись

0

Содержание:

Жостовская роспись

Жостовская роспись

С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.

Особенности жостовской росписи

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

Литература

  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов. — Ленинград: Лениздат, 1974.
  • БСЭ. Изд. 3-е. — Москва: СЭ, 1970—1978.
Русское народное искусство
Роспись

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Жостовская роспись” в других словарях:

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской… … Художественная энциклопедия

Жостовская роспись — Жостовская роспись. З.А. Кледова. Поднос Весна . 1976. Русский музей. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в начале 19 в. в деревне Жостово Московской области. Декоративная живопись на металлических подносах,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье … Большой Энциклопедический словарь

Жостовская роспись — рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения д. Жостово Моск. обл. (1 я пол. 19 в.); тогда… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

жостовская роспись — русский народный художественный промысел; возник в начале XIX в. в деревне Жостово (ныне Мытищинский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими… … Энциклопедический словарь

Жостовская роспись — народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале 19 в., главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие Ж. р. стилистически… … Большая советская энциклопедия

жостовская роспись — … Орфографический словарь русского языка

Городецкая роспись — Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец … Википедия

подпись, роспись и виза — Вопрос Как правильно: «подпись, роспись» или «виза»? Ви/за 1) пометка должностного лица на документе; 2) разрешение на въезд в страну, выезд или проезд через нее, а также пометка в паспорте в знак такого разрешения. По/дпись 1)… … Словарь трудностей русского языка

лаки художественные — изделия из дерева, папье маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2 го тысячелетия до нашей эры известны китайские лаки художественные расписные, резные; к ним близки лаки… … Энциклопедический словарь

Декоративная жостовская роспись на подносах

Существует много видов росписи посуды. Они составляют основу традиции украшения необходимых предметов быта в русской культуре. А потому сохраняют популярность и в наше время. Среди них ярким колоритом красок выделяется жостовская роспись, декоративный рисунок которой является уникальным. Ведь он нарисован мастером без использования трафаретов. Не менее интересен путь развития этой ветви живописной культуры.

История возникновения промысла

Самобытная жостовская роспись – это ремесло, зародившееся около 200 лет назад. А его исток – подмосковная деревня Жостово, дала фирменное название этому виду росписи. Основоположниками её являются отец и братья Вишняковы. Они сами занимались расписыванием посуды. А также держали мастерские в других деревнях и сёлах (Осташково, Троицкое, Хлебниково). В цехах изготавливали подносы, поддоны, сухарницы, шкатулки, чайницы, портсигары из папье-маше, которые покрывались лаком.

Зарождение творчества

Начало развития данной росписи датируется 1825 годом. Хотя к этому времени Вишняковы уже смогли глубоко внедрить жостовский промысел в русский быт и занимались его расширением. Тогда стали появляться такие мастерские и в соседних сёлах. А производство модернизировалось новыми, уже железными изделиями. Каждый поднос становился полотном для мастера, наносящего на него основной жостовский мотив в виде букета из цветов.

До 1920 года мастерские расширялись. А мастера совершенствовались, привнося в данный народный промысел инновации того периода.

Советское время

Последующие десять лет стали для них проверкой на верность традициям. Это было советское время. И силами ведомственных организаций пытались стандартизировать жостовскую роспись внедрением орнаментов и других композиционных элементов, отвечавших требованиям коммунизма. Преданность своему делу и понимание его сути не позволили внести существенных изменений в традиционный стиль ремесла.

Современность

Этот факт позволил данной росписи вступить на новейший этап своего развития. Он продолжается и в современное время. Постепенно производимые подносы стали использоваться не только, как красивый предмет быта. Художники достигли высокого уровня в своём творческом ремесле. А их произведения выставлялись даже на международных выставках, что позволило этой росписи заработать статус исконно русского искусства.

В нынешний час ремесло претерпело изменения под влиянием достижений современности. И вот, уже в течение почти 60 лет оригинальную домашнюю утварь производит Жостовская фабрика декоративной росписи, располагающаяся в той же местности, у своих истоков. И несмотря на осовременивание процесса изготовления продукции, фабрика сохраняет традиции. Поэтому роспись на подносах выполняется художниками вручную, после чего им присваивается личный номерной знак. Разработано много форм подносов, которые изготавливают специальные технические устройства. Но если живописцу для создания уникального творения нужна определённая заготовка, то он может заказать её ковалю. Благодаря такому творческому подходу, жостовская посуда и в настоящее время может относиться к популярному виду росписи у людей.

В чем особенности росписи картинки?

Мастера, которые расписывают подносы и другую утварь в стиле «жостово», учатся этому искусству с маленьких лет. Лишь к совершеннолетию они постигают все секреты росписи, передаваемые от старшего поколения к младшему. Расписывание происходит исключительно вручную с помощью различных по размеру кистей из беличьей шерсти. Рисуют масляными красками, которые разводятся льняным маслом.
Для этой росписи характерна особенность, процесс формирования рисунка происходит в несколько слоёв, которые в определённой последовательности наносит мастер.

Манера написания картинки включает в себя предварительное окрашивание фона чёрным цветом, на котором изображают яркие цветы и другие узоры в разных композициях. Такой оттеночный контраст притягивает взгляд к рисунку и создает хорошее настроение.

Традиционно при украшении подноса художник использует устоявшиеся композиции — «Собранный в пучок букет», «Букет враскидку». Также он может собрать цветы в виде венка, расположенного в центре предмета. Или изобразить веточку, выглядывающую из угла. Обязательным является подпись автора для документирования уникальности изделия. В результате мастерски выполненная жостовская роспись делает поднос шедевром русской расписной культуры!

Техника создания узора

Для того чтобы сформировать классический для стиля «жостово» узор применяют два этапа его рисования. В первый этап, называемый «замалёвкой», художник выполняет набросок будущей картины на подготовленной поверхности. Он кратко наносит широкой кисточкой отдельные пятна будущих лепестков, листьев и бутонов. Причём этот лёгкий процесс он выполняет одновременно для нескольких подносов. Получившаяся заготовка сразу отправляется в специальный шкаф для просушивания при фиксированной температуре на двенадцать часов.

Следующий этап называется «выправкой». Он включает в себя выполнение нескольких последовательных шагов. Вначале мастер производит «тенёжку» — наносит роспись полупрозрачных красок тонким слоем. Тем самым оттеняет тёмные части каждого элемента и делает рисунок более глубоким. Затем идёт этап «прокладка», когда уже более плотными красками выделяются светлые части цветов, бутонов и листьев. А за ним выполняется «бликовка». У каждого из мастеров свой приём. Поэтому эта часть работы может быть широкой или мелкой, размашистой или постепенной.

С помощью «чертёжки» выделяются светлые края лепестков, бутонов и листочков. А также наносят «семенца», то есть добавление в цветок пестиков и тычинок. Завершающим шагом считается «привязка», она связывает весь рисунок в одно целое. Она выглядит в виде тоненькой травки между цветами и листьями. После этого готовый рисунок высушивают.

В случае украшения подноса после всех этапов, приступают к оформлению бортиков изделия. Здесь главный элемент — это различные растительные геометрически выполненные узоры. Их наносит специально обученный орнаменталист.

Цвета жостовской росписи

Если посмотреть на произведения жостовских мастеров, то становится ясно, что в своём искусстве они не ограничены в выборе подходящего оттенка из всей цветовой гаммы. Помимо чёрного, в окрашивании фона изделия со временем стали использовать и другой цвет – красный, зелёный, синий, серебристый. Такие решения позволили ещё больше разнообразить художественный ассортимент росписи «жостово». Особенно после добавления в него и спокойных пастельных тонов.

В настоящее время популярным фоновым оттенком стал цвет «слоновой кости», придающий нарисованной на нём композиции более мягкий и уютный характер.

Для изображения рисунка мастера пользуются любыми цветами, что позволяет сделать каждый рисунок неповторимым.

В результате украшающие подносы жостовские картинки становятся чарующе яркими и привлекающими внимание даже далёкого от этого искусства человека.

Элементы и узоры жостовской росписи

Изначально при зарождении этой росписи основными мотивами в написании выступали красочные пейзажи, бегущая тройка лошадей и конечно, удивительные цветы.

По мере развития и привлечения новых мастеров со своим авторским взглядом на живопись, в стиль росписи добавились ландшафтные пейзажи с изображением замков и необычных гор. А также сюжетные композиции из жизни народа. Например, поездка на санях с тройкой лошадей, описание чаепития с изображением самовара, краткий момент плетения лаптей и многое другое.

Но главный вид росписи – это, конечно же, букет садовых или полевых цветов. Классическая схема рисунка следующая. В центре произведения помещается большой бутон, а по бокам от него цветы поменьше. Чаще всего в жостовских рисунках можно встретить именно розу, лепестки которой выглядят очень сочно и ярко.

А также рисуют и другие цветы – прекрасные маки, нежные тюльпаны, роскошные георгины, милые ландыши или неповторимые анютины глазки. Для привнесения разнообразия в картину мастер к цветочной композиции может добавить свежие плоды деревьев и мелкие ягоды.

При создании цельной картинки автор сочетает реалистичный вид элементов композиции с некой сказочностью. Это создаёт эффект необычности и пленительной красоты готового изделия.
Ныне, благодаря профессионализму мастеров, таким рисунком может быть украшена не только металлическая посуда, но и керамика, стекло и даже кожаные изделия. А тарелка, сервиз или разделочная доска, выполненные в жостовских мотивах, станут отличным подарком или уникальным пополнением коллекции собирателя предметов антиквариата.

Русский стиль: жостовская роспись в современном интерьере

Мало что способно сравниться с естественной, хрупкой и скромной красотой живых цветов. Неслучайно именно эти удивительные творения природы чаще всего можно встретить на знаменитых жостовских подносах и других изделиях прославленного старинного русского промысла. Вопреки бытующим заблуждениям, жостовская роспись не теряет актуальности до сих пор. Роскошным цветочным мотивам найдется место и в интерьере современной квартиры. Интересными идеями и дизайнерскими решениями делятся эксперты бренда «Русская палитра».

У самых истоков

Вальс цветов на кухне

Искусство в деталях

В коллекции Жостово собрано множество предметов интерьера, которые придадут любой городской квартире тот самый русский народный колорит и оживят обстановку.

Картины с цветочными вариациями и натюрмортами всегда выглядят роскошно и притягательно. Табурет-этажерка с жостовской росписью станет интересным акцентом в гостиной. На нее можно поставить низкий напольный светильник или вазочку с цветами. Спальне добавят уюта и ощущения гармонии широкая ароматизированная свеча с натуральным воском и зеркало в широкой эффектной раме. Яркому шелковому платку с нарядным цветочным принтом также найдется интересное применение. Его можно использовать в качестве накидки на кресло или закрепить на багете, превратив в оригинальное панно. Красочные расписные лейки и белые уличные фонари с цветочным узором можно использовать для оформления зимнего сада на балконе. Рабочий кабинет дополнят настенный календарь и ежедневник с традиционной жостовской символикой.

Поднос в новой роли

slavikap_2

Самое интересное в интернете

Жостовская роспись

Жостовский расписной промысел

Жостовский промысел зародился в начале XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. ©

Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Начиная с 30-х годов XIX века производство оригинальной продукции в окрестных селениях значительно увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью, которые постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки местных мастерских.

Знаменитая роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному). Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе.

Кованые подносы создаются вручную ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля.

Ручными ножницами выкраивается заготовка из металла.

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается.

Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки.

Затем край выравнивается на наковальне молотком. Теперь заготовке предстоит отжиг, грунтование и нанесение черной эмали в два-три слоя.

Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой. Мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.

Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев.

Борт подносов украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Сотрудник зачищает заготовки подносов на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Сотрудница покрывает подносы грунтом и эмалями.

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

В процессе художественной росписи.

В процессе художественной росписи.

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Сотрудница покрывает подносы светлым лаком.

Сотрудница фабрики демонстрирует готовое изделие.

Одной из тем в росписи, заимствованной из творческого арсенала миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, а также летних и зимних троек.

При фабрике организованы мастер-классы по жостовской росписи.

Во время мастер-класса художники фабрики делятся с гостями основными приемами мастерства.

Во время мастер-класса на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Во время мастер-класса на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Визит почетных гостей: Иосиф Кобзон и поэтесса Анна Логвинова в музее Жостовской фабрики декоративной росписи.

Экспонат музея Жостовской фабрики декоративной росписи.

Экспонат музея Жостовской фабрики декоративной росписи.

Жостовская роспись – русский народный промысел, основанный братьями-крепостными, который процветает и сегодня

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Принято считать, что ремесло росписи металлических подносов зародилось в первой четверти XIX века в нескольких деревнях Троицкой волости (сегодня Мытищи, Московской области). Бывшие крепостные братья Вишняковы, сумевшие выкупить себе вольную, поселились в деревне Жостово и открыли мастерскую, в которой занимались росписью лаком изделий из папье-маше – шкатулок, портсигаров, сухарниц. К 1830 году они отказались от папье-маше в пользу металлических подносов.

Промысел начал приносить неплохой доход, поэтому мастера из близлежащих деревень занялись тем же ремеслом. Близость к столице позволяла наладить рынок сбыта без посредников, да и материалы для работы можно было закупать по доступным ценам.

После революции спрос на жостовскую продукцию немного упал, отчего художники из Троицкого, Новосильцева, Жостова объединились в артель «Металлоподнос». Годы войны были катастрофическими для ремесленников. Чтобы как-то выжить, они стали выпускать детские расписные игрушки, спрос на которые был гораздо выше, чем на подносы.

Все изменилось во время правления Никиты Хрущева. По приказу генсека в 1960 году «артель Металлоподнос» претерпела реорганизацию и была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи». «Оттепель» позволила мастерам посылать свои изделия на международные выставки, появлялись заказы из-за рубежа, постепенно фабрика выходила из кризиса.

На сегодняшний день жостовский промысел процветает. Спрос на расписные подносы не падает, рисунок каждого изделия уникален, ведь мастера расписывают их вручную.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Жостовские подносы

Жостовский промысел ведет свое начало с 1825 года. В это время декоративно-прикладное искусство в России находилось на высоком уровне. Существовали уже и два центра производства подносов – в Петербурге и Нижнем Тагиле на Урале.

Производство расписанных подносов известно в России с XVIII в.

Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых.

По преданию, он изобрел масляный лак, “который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским”.

Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот “когда. в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится”. Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они писали на подносах “ярких бабочек и птиц”. Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью.

На рубеже XVIII – XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.

История же жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами. Мастерские династий Лукушиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.

Появление промысла именно подносов в Жостове связано с именем Филиппа Вишнякова, крепостного графа Шереметева. Откупившись на волю, он создал свою мастерскую, где и начали расписывать подносы – сначала на папье-маше. Поэтому начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 г. – датой открытия самостоятельной мастерской О.Ф. Вишнякова, одной из трех наиболее крупных в Троицком уезде.

В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие “бумажные” поделки из мастерских Троицкой волости. Процесс изготовления подносов с тех пор не изменился.

Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги Всероссийской промышленной выставки.
В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, “Тройка”, “Чаепитие”. Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению.

Подобно другим народным промыслам в 1910 г. Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась.

Лишь в 1920 г. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 г. объединились в одну – “Металлоподнос”, с 1960 г. переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.

В 1920 – 1930 г.г. были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками – профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960 г. открыли новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная живопись Жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих “творческую копилку” мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

Жостовская роспись

Объект культурного наследия:
№ 5000833000

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

Содержание

История росписи [ | ]

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи зародились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней федоскинской миниатюры, являющейся видом русской лаковой живописи. Также как федоскинская, жостовская росись выполняется масляными красками в несколько слоев, первым из которых является замалёвок. Сходными являются и другие используемые материалы: лак, металлический порошок, сусальное золото или поталь, перламутр. Общими по началу были и сюжеты. Тагильская роспись (XVIII век) чуть позже оказала свое влияние на жостовскую роспись, помогая сформировать ее основной мотив — цветочный букет.

В 1922 году в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 году в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 году — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 году в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.

1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и на новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовым изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.

Жостовская роспись

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами вспоминать русские народные промыслы. В прошлый раз остановились вот ту вот:https://id77.livejournal.com/1961256.html и вспоминали Хохлому.
А сегодня поговорим о жостовской росписи 🙂
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты – цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.

Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Выполняется роспись в несколько этапов:
А. Грунтовка.

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.

Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.
Приятного времени суток.

Жостовская роспись

Объект культурного наследия, объект № 5000833000
объект № 5000833000

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

Содержание

История росписи

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров

Особенности жостовской росписи

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Цветочный букет на холодном металле: история жостовской росписи

Жостовская роспись зародилась в девятнадцатом веке. Именно тогда в подмосковных поселениях Троицкой волости (ныне Мытищинский район Москвы) появились первые умельцы, специализирующиеся на создание лакированных расписных изделий из папье-маше. С 1825 народные мастера особым способом декорировали подносы из дерева и металла, создавая уникальные композиции из цветов.

История промысла

Ремесло зародилось в середине восемнадцатого века на Урале, где было сосредоточено большое количество металлургических комбинатов. С девятнадцатого столетия в московских губерниях Жостово и Новосельцево стали активно заниматься изготовлением подносов. За короткий срок промысел приобрел необычайную популярность.

С 1920 года в разных регионах страны начали формироваться мощные трудовые артели. Но спустя десятилетия народные промыслы попытались вытеснить советские идеи, которые предполагали борьбу за реализм.

Только в 1960 подносы Жостово вновь вернули себе авторитет в мире искусства. Мастера творили не просто яркие и уникальные композиции. В их изделиях наблюдался неповторимый колорит и эксклюзивность.

Цвета жостовской росписи

В классической подаче предусматривается обязательное наличие фона, выдержанного в красной или черной тональности. Однако современные технологии позволяют применять нежные пастельные оттенки для создания многоцветковой композиции.

Фабрика в Жостово выпускает на рынок продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Наибольшим спросом у потребителей пользуется цвет «слоновая кость». Изредка встречается продукция, оформленную на золотистом или агрессивно красном полотне.

Изысканно и оригинально выглядят изделия с перламутровым покрытием. Чудесные переливы могут декорировать весь фон или акцентировать внимание на отдельных деталях композиции. Первоначально инкрустацию с перламутром применяли только в Федоскино.

Элементы и узоры жостовской росписи

Чаще всего живописцы составляют на подносах простые комбинации из цветов. Создание рисунка происходит путем гармоничного объединения растений небольшого размера и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и изумрудных листиков.

Самые популярные элементы: роза, астры, пионы, георгины с тонкими стебельками и небольшими веточками. Помимо садовых композиций живописцы активно используют трогательные фиалки, нежные ландыши, милые анютины глазки.

Рядом с классическими лилиями, чабрецом и ромашкой мастера любили изображать волшебные цветы, которых вовсе не существует в природе. Богатые и пышные букеты дополняли фруктами и ягодами. Подносы жостовская роспись порой украшали изображением бабочек или птиц. Они располагались в центре композиции либо на заднем плане.

Помимо составления цветочных икебан живописцы любили пофантазировать над сюжетными картинками. Как правило, это бытовые сценки из жизни обычных людей, красивые пейзажи или уникальное изображение ландшафта.

Большой популярностью пользовалась композиция – тройка коней, окруженная цветами.
Роспись имела характерную особенность: к каждой картинке у художников был импровизационный подход.

Иными словами, мастера не утруждали себя составлением эскизов и не любили творить по готовым шаблонам либо придерживаться определенной схемы.

Если учесть многообразие художественных приемов, полет фантазии и креативный подход к делу, то можно понять, насколько уникальными и неповторимыми получаются подносы от жостовских мастеров.

Техника выполнения

Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.

Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.

Основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник формирует силуэты элементов композиции, которые станут частью картины. На данной стадии импровизации нет места, все происходит в соответствии со старинной технологией. Базу под будущий узор составляют по заранее продуманной схеме.
Вернуться к оглавлению

Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.

Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.

Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.

Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.

Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.

На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.

На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.

Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.

Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия.

Как создается жостовский кованый поднос?

Издревле так сложилось, что производство продукции из металла ведется вручную. Иными словами, для создания подносов мастера используют холодную выколотку. Коваль в соответствии с полученной формой ножницами по металлу вырезает заготовку для будущего изделия.

Специальными молоточками он выколачивает бортики, выравнивает поле подноса. На станке проводится подгибанием краев. За двести лет существования промысла накопилось более ста пятидесяти форм. От миниатюрных до огромных («скатерных»).

Каждая заготовка создана по конкретным пропорциям. Ветреная мода оказывает влияние не только на fashion-индустрию. Изготовители подносов также стараются подстроиться под нее. Поэтому изделие может быть мелким или глубоким, крылья – широкими или узкими.

В наши дни создание металлической продукции автоматизировано. Вначале из листа железа вырезают заготовку необходимого размера, потом прессом придают требуемую форму (квадрат, круг, овал). Подобным способом создают тридцать две разновидности подносов. Остальные изделия по-прежнему изготавливают вручную.

После ковки заготовку обезжиривают, покрывают шпаклевкой и шлифуют. Этого требуется, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Обязательный шаг – нанесение грунтовки. Затем форму покрывают двумя слоями эмали. Каждое покрытие тщательно просушивают.

Черный лак и роспись пришли в нашу страну более четырехсот лет назад. Русские умельцы приспособили сложную восточную технологию к доступным материалам и добились качественного производства.

Неважно, какой формы поднос расписывают мастера, работа ведется в той последовательности, по которой трудились еще их прадеды. Для росписи используют масляную краску и беличьи кисти.

Красящее вещество разводят льняным маслом, рабочий инструмент промывают в скипидаре. Кисточки используют разнообразные, от тонких до крупных. Каждый мастер обладает собственным набором.

Заключение

Жостовская роспись – это народное творчество, в основе которого лежит составление невероятных цветочных композиций. У художников великое множество задумок по поводу оформления нового изделия, мастера находятся в вечном творческом поиске. Самобытное искусство правдоподобно передает цветы и плоды. Кажется, будто композиция оживает на фоне металлического подноса.

Об истории жостовской росписи вы узнаете, посмотрев видеосюжет.

[Всего: 0   Средний:  0/5]
Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru