Дымковская роспись на игрушках и предметах интерьера

0

Содержание:

Дымковская роспись на игрушках и предметах интерьера

Народные промыслы России. Дымковская игрушка

Так сложилось в процессе обсуждения поста “Русская матрёшка”, что неплохо было бы сделать посты, если не о всех народных и традиционных промыслах России, то хотя бы о самых известных. Дымковская игрушка – это один из первых постов посвященных народному промыслу. В поисках материала, я наткнулась ещё на несколько более или менее известных производителей подобных изделий. Делать о каждом пост, думаю не имеет смысла, но вот о том какие они есть эти игрушки, кто и где их производит, можно прочесть здесь:

  • Каргопольская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города КаргополяАрхангельской области.
  • Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным [источник?] около 1 тыс. лет.
  • Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районеПензенской области.
  • Богородская игрушка
  • Старооскольская глиняная игрушка — художественный промысел в Старооскольском районеБелгородской области. Известен с начала XVIII века.
  • Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

Дымковский промысел в советский период

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, – А. А. Мезрина.

Анна Афанасьевна Мезрина (1853—1938) — мастерица дымковской игрушки, Герой Труда.

Благодаря ей и художнику А. И. Деньшину , первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

А. И. Деньшин и мастерица Е. А. Кошкина

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

Особенности формы Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Если вас заинтересует более подробная технология и роспись дымковской игрушки, то вы сможете об этом прочитать здесь

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации – коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки – наряду с другими художественными промыслами – говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Дымковская игрушка (история+фотографии)

Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров.

Сначала немного истории 😉

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Дымковская роспись на игрушках и предметах интерьера

Дымковская игрушка – глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком – рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде – полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус – готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают – вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями – кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной – светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке – окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание – это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса – роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски – очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали – это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали – смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет.

Содержимое публикации

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет.

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку:

И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

На занятиях рисованием, дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.

Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Если честно, когда была маленькой, не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, пришли позже.

1. Знакомство детей с народной культурой.

2. Формировать представление о народном декоративно – прикладном искусстве.

3. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.

1. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.

2. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

3. Прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.

1. Иллюстраций с изображением дымковских изделий.

2. Трафареты для раскрашивания “Дымковская игрушка”

5. Баночка для воды.

8. Ватные палочки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного, что серости серей!

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!

Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, черные, красные, желтые, белый, синие, голубые)

Дымковская игрушка. Это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир.

Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:

Красный, малиновый цветобостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;

Желтый – развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;

Зеленый – успокаивает и обостряет зрение;

Голубой – снимает тревожные предчувствия;

Синий – помогает сконцентрироваться и создает гармонию;

Черный – мистический побуждает к любопытству;

Белый – символизирует чистоту и открытость.

Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)

Напечатанные трафареты раздается детям. Гуашью они начинают с удовольствием (расписывать). Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.

Через 20 минут самостоятельной работы физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Когда дети закончили работу, со своими рисунками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей.

Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

Дети давайте выберем рисунок, который вам больше нравится, я выставлю его на конкурс.

(Вечером я привлекла внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных рисунков)

Дымковская игрушка

расскажите друзьям
о «Легендах»

Дымковская игрушка – это небольшие фигурки, вылепленные из глины и раскрашенные яркими красками. Аналогов подобным игрушкам в мире не существует. Отличительной особенностью дымковской игрушки являются ее формы и стилистика росписи.

Дымковская игрушка является народным художественным промыслом. Это один из самых старых промыслов, появившийся еще в XVI веке. Свое название игрушка получила от слободы Дымково, что находилась недалеко от города Вятка. Сегодня это территория Кирова. Поэтому у игрушки есть еще два названия: вятская и кировская, но их редко используют.

Причиной возникновения промысла считают праздник Свистунья. Это языческая традиция, которой придерживались в тех местах. Ее смысл – поминание жертв, погибших в Хлыновском побоище, когда произошло столкновение между дружинами Вятки и Устюга в 1418 году. Обе дружины просто не разобрались в темноте, и думали, что сражаются с татарами.

Но, со временем печальный повод был забыт, и Свистунья стала массовым гуляньем, на котором танцевали, пели и конечно, свистели. Вот для этого праздника и были созданы первые образцы Дымковской игрушки, которые просто были свистульками. Забава настолько понравилась, что вскоре приобрела массовый характер и не стала приурочиваться к празднику, а игрушки начали делать постоянно.

В советское время промыслу уделили должное внимание. В нем не нашли ничего «враждебно классового» и всячески поддерживали. В 1930-ые была даже организована артель «Вятская игрушка», в которую собрали лучших мастериц того времени, чтобы не потерять традиции и знания и передавать их новым поколениям. Самой знаменитой мастерицей Дымковской игрушки прошлого века была Анна Мерзина, которая за свой талант получила звание Герой Труда – высшая гражданская награда в СССР.

Каждая дымковская игрушка – исключительно рукотворное изделие. Нет никакой автоматизации производства. Игрушки изготавливаются из местной красной глины и речного песка. Довольно трудоемким процессом является роспись игрушек. Сначала обожженные изделия покрывают белилами, которые получают, смешивая мел и молоко. Затем раскрашивают красками на основе кваса и яиц. А потом полностью покрывают яичным белком, чтобы придать краскам ту характерную яркость и сочность, которыми и отличаются дымковские игрушки.

В росписи игрушек никогда нет полутонов и цветовых переходов. Это придает не только яркость и контраст, но и психологически вызывает только позитивные эмоции. При кажущейся сложности орнамента, технические приемы росписи игрушки довольно просты. Для создания композиции используются комбинации простых геометрических форм – точка, круг, полоса, клетка. Наверно поэтому и возникает ощущение, что дымковскую игрушку как будто расписала рука ребенка.

Сюжеты для игрушек могут быть абсолютно разными и взятыми из жизни. Конечно, классикой считается различная домашняя живность, няньки с детьми или водоносы, но это не строгое правило. Например, в Кирове был даже создан полноразмерный памятник «Семья», в котором были реализованы все каноны дымковской игрушки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.

Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.

Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» — женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – одно из самых самобытных направлений народных промыслов России. Секреты ее успеха кроются в исключительно простой и ясной пластической форме, обобщенности силуэта, чистых и радостных тонах орнаментальной росписи. С давних времен и по сей день, дымковская игрушка служит воплощением незамутненной радости бытия, заставляя восхищаться жизнелюбием и фантазией своих создателей.

Зародился промысел в слободе Дымково, что под Вяткой, откуда и пошло название игрушки. Его история началась в 15 веке, когда в здешние места по приказу Ивана III были переселены непокорные жители Великого Устюга. Среди переселенцев оказалось немало ремесленников, искусных гончаров и игрушечников, чье мастерство быстро принесло им большую известность. Каждую весну в слободе устраивался шумный праздник «Свистуньи», обязательным элементом которого стали первые дымковские игрушки – глиняные свистульки в виде фигурок, изображавших нарядных барынь и кавалеров, коней, баранов, медведей, петухов и уточек.

Изготовлением глиняных игрушек в Дымкове занимались целые семьи. Дело было хлопотным: летом нужно было накопать и вымесить глину, растолочь вручную комовой мел, осень и зима отдавались лепке, сушке и обжигу изделий, ближе к «Свистунье» готовые игрушки белили мелом, красили яичными красками, украшали имитацией золота – поталью.

За столетия своего существования и развития дымковская игрушка приобрела характерные черты, отличающие ее от изделий других народных промыслов. Игрушки вятских мастеров очень просты: так, в фигурке барыни выделяется лишь голова в кокошнике да широкая юбка с передником, а корова может отличаться от козла только рогами. Такая предельная лаконичность формы позволяет выгодно подчеркнуть нарядность и декоративность несложных, с геометрическим рисунком, орнаментов росписи, в которых преобладают сияющие малиновый, синий, желтый, зеленый цвета

Дымковская игрушка прекрасно смотрится как по отдельности, так и в составе сложных композиций из других изделий того же промысла. В таких композициях находится место как людям и животным, так и неодушевленным предметам, и вниманию зрителей предлагаются не только привычные фигурки барынь и наездников, но и стилизованные деревья, декоративные заборчики, сани и русские печи.

Как и в старину, современная дымковская игрушка изготавливается только вручную. Каждое такое изделие – уникальная авторская работа, единственная в своем роде, что во многом объясняет популярность дымковской игрушки в России и за рубежом.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления Дымковской игрушки

Дымковская игрушка – глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком – рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде – полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус – готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают – вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями – кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг Дымковской игрушки.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной – светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке – окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание – это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Роспись Дымковской игрушки.

Финальная часть процесса – роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски – очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали – это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали – смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Технологическая нить прошлого Дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

1. Подготовка красной глины к работе.

Подготовка материала происходит машинным способом, на стороннем производстве, чем высвобождается продуктивное время мастериц.

2. Лепка игрушки из отдельных частей.

3. Сушка изделия

4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).

5. Беление меловым грунтом.

6. Роспись темперными красками.

7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали).

На каждом этапе существуют свои технологические и художественные особенности, приемы, тонкости, которые мастерица передает своей ученице из рук в руки.p

Мастер-класс для воспитателей На тему «Роспись дымковской игрушки»

Цель; Повышение профессионального мастерства педагогов в прцессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога мастера.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для воспитателей На тему «Роспись дымковской игрушки»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Михневский цент развития ребенка – детский сад «Осинка» Ступинского муниципального района

Мастер-класс для воспитателей

На тему «Роспись дымковской игрушки»

Подготовили и провели:

Мастер-класс для воспитателей «Роспись дымковской игрушки»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога мастера.

Знакомство педагогов с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования педагогами знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

Использовать дымковские изделия в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Включить воспитателей в творческий процесс, сделать их участниками совместной работы.

Оборудование: Использование современных образовательных технологий: информационно-компьютерные технологии

Раздаточный материал: кисточки, подставочки для кисточек, гуашь, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, вылепленные игрушки.

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы будем знакомиться с Дымковской игрушкой.. Конечно все знают эти замечательные русские глиняные игрушки, расписанные и обожжённые в печи.

Сегодня мы приглашаем вас окунуться в мир детства…

Став взрослыми, мы вспоминаем свое детство – игры, игрушки. Вспомните свою любимую игру, игрушку.

Мы приглашаем вас в музей “Промыслы России”

Добро пожаловать в наш музей. В нашем музее есть игрушки, сделанные из дерева – деревянные, есть соломенные, сделанные из соломы. Мы хотим вас сегодня познакомить с другими замечательными игрушками, сделанными русскими мастерами.

Славилась Россия чудо -мастерами, Дерево и глину в сказку превращали, Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.

Эти мастера делали игрушки из глины. И назвали эти игрушки дымковские. Почему дымковские? Вы сейчас узнаете.

(презентации история возникновения дымковских игрушек)

С высокого берега реки Вятка на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково

Зимой когда топятся печи, а летом в пасмурные дни , когда туман все село будто в дыму ,в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Трудились в том селе с утра до позднего вечера .У детей не было игрушек как у вас сейчас.

И задумали тогда взрослые порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины , вылепили разные забавные фигурки и расписали их красками . Любая фигурка это ручная работа , сделанная в единственном экземпляре.

Так и появились дымковские игрушки : барыни , козлики , лошади , свиньи , олени. Яркие ,веселые , задорные – полюбились они детям.

В начале были свистульки .Взрослые лепили их для ярмарки . Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистулька превращалась то в уточку, то в козлика, то в петушка. Эти свистульки продавали на ярмарке . Взрослые охотно покупали их для своих детей заливистый свист слышался на всю округу .Зазывал народ на ярмарку.(Свист)

Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки ,не только свистульки. Свое уменье бабки передали внукам ,а внуки – своим внукам .Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, есть художественные мастерские ,где изготавливают дымковские игрушки. Если заглянуть в мастерскую ,то увидим банки с мелом и краской, молоко и глину .Вот почти и все, что нужно для изготовления чуда, которым любуются

Для росписи используют яркие краски – малиновые , красные , зеленые, желтые…

Сейчас в мастерских специальные печи обжига .А раньше игрушки закаливали в русских печах.

Печи топили жаркими березовыми дровами, и ставили игрушки в печь .Из печи они выходили закаленные, крепкие, звонкие. Потом разводили на молоке мел и белили игрушки. Затем наступает пора расписывать игрушки.

Если посмотреть то узор необычайно прост : кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна , точки.

Все эти элементы что-то обозначают, т.е. являются символами.

Круг – символ солнца, каравая хлеба.

Точка – символ звезды.

Прямая линия – дорога.

Волнистая линия – символ воды и неба.

Дымковская барыня – олицетворяет богиню плодородия, женщину мать.

Веселые зверушки – символ достатка, добра, благополучия.

Когда смотришь на игрушки ,на душе становится радостно ! А ведь все это из глины. А посмотришь на глину нечего на ней , кроме крапивы не растет.

Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

Посмотрим какие игрушки мы вам приготовили:

Из глины козлик в яблоках, Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Фью -ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!

Что за конь! Только тронь –

Со всадником вместе Ускачет верст за двести!

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля. Влез, встал, засвистал, Засвистал и поскакал.

Поглядите, каковы, И нарядны, и новы Расписные сани И пригожий Ваня!

Всех нарядом удивил, Крылья важно распушил, Хвост, как солнечный цветок, Ярко-красный гребешок!

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком, Щеки будто яблоки, С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

По улице мостовой Шла девица за водой, Шла девица за водой, За холодной ключевой.

Все, что окружало людей то они лепили и расписывали : свистульки, всадников, карусели, барышень. И все это продавали на ярмарке, где проходили гулянья.

Чем игрушки похожи друг на друга?

Игрушки похожи росписью.

Какие элементы росписи вы знаете?

Круги, кольца, полоски…

Все эти элементы что-то обозначают, т.е. являются символами.

Круг – символ солнца, каравая хлеба.

Точка – символ звезды.

Прямая линия – дорога.

Волнистая линия – символ воды и неба.

Дымковская барыня – олицетворяет богиню плодородия, женщину мать.

Веселые зверушки – символ достатка, добра, благополучия.

У нас сегодня работает художественная мастерская. Мы с вами будем расписывать игрушки.

Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета при росписи.

Последовательность выполнения росписи игрушек

Роспись дымковского козлика (коня):

взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, рога, и очень аккуратно, кончиком кисти нарисовать глаза;

хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек;

узор на козлике (лошадке) идет сверху вниз, по ногам и туловищу;

нарисовать все круги, это сделать лучше ватной палочкой, а затем поставить точки вокруг или вдоль.

Воспитатель предлагает педагогам расписать козлика (лошадку) так, как это делают мастерицы, поясняя последовательность работы.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги.

Сегодня Вы узнали о приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую игрушку.

Все игрушки получились у нас разные, как и их хозяева.

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение. Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут. Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов. Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит, в доме будет достаток, не будет голода и нужды.

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания.

Мастер-класс с Вашим участием закончился, благодарю за внимание. Надеюсь, что это время прошло с пользой для дела.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Виды росписи игрушек

Подробности Категория: Другие виды росписи Опубликовано 30.03.2019 11:32 Просмотров: 1316

Традиционные старинные русские игрушки хоть раз в своей жизни держал в руках каждый житель России.

Несмотря на внешнюю незамысловатость и наивность они прекрасны, от них исходит необыкновенная доброта и тепло рук мастера, который их создал. Веками на Руси складывались и оттачивались традиции изготовления игрушек и их росписи. Культура, фольклор и быт каждого региона накладывали свой отпечаток на формы, цвета и пропорции игрушек местного производства. Особенно красивы и самобытны расписные игрушки, которые, в зависимости от района их изготовления, могли быть из глины или из дерева. Наиболее известны мастера росписи из села Дымково Вологодской области, из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области, из города Каргополя, села Абашево Пензенской области, из деревни Богородское Сергиево-Посадского района Московской области и из села Полховский Майдан Нижегородской области.

Дымковская роспись

Всем известные дымковские свистульки возникли еще в глубокой древности. Историки связывают их появление с весенним праздником «свистопляской», пришедшим со времен язычества. Значение праздника со временем утратилось, а игрушки превратились просто в веселую забаву для детей и взрослых. Дымковская роспись характеризуется яркими красками и жизнерадостными выражениями лиц игрушечных персонажей. Сами персонажи вполне традиционны – это статные пышнотелые бабы с детишками, медведи, козлы и поросята. Процесс изготовления игрушки проходит в несколько этапов. Фигурка изготавливается из глины, затем её просушивают и обжигают. Далее наносят белила, а поверх них мягкими кистями накладывают слой темперной краски. Древний способ росписи подразумевал нанесение палочками и перьями анилиновых красителей, замешанных на яйце с квасом и последующее покрытие составом из взбитого яйца. Сейчас, естественно, такой способ уже не используется. Орнамент, украшающий дымковские игрушки, строго геометричен, иногда его завершают отдельные декоративные элементы из сусального золота.

Филимоновская роспись

Филимоновская глиняная расписная свистулька

Филимоновской росписью именуется художественный промысел, распространенный с середины XIX в. в Одоевском районе Тульской области. Название росписи образовано от названия деревни Филимоново, где мастера народной росписи жили до 1960-х годов. Облик местных глиняных игрушек характеризуется изящными и утонченными формами, что объясняется пластичностью и жирностью местного сорта поделочной глины. Персонажи филимоновских мастеров – это всё те же любимые народные герои. Это барыни, забавные и чудаковатые мужички, медведи, козлы, бараны и олени. Палитра росписи относительно скупа, это неяркие малиновые, зеленые, желтые и синие оттенки. Но, несмотря на это, игрушки смотрятся живо и весело. Причем расписываются не только кафтаны и сарафаны глиняных фигурок людей, но и туловища игрушечных животных, которые украшаются разноцветными полосками. Орнамент в виде полос, цветов, пятен и веточек наносится без определенной схемы, образуя пестрый хаотичный узор.

Каргопольская роспись

Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области вокруг города Каргополя. Летом они работали в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта красной глины. Игрушки делались из остатков материала и поначалу были лишены какой бы то ни было художественной ценности. Они покрывались мучным отваром и обжигались. В результате на поверхности получался черный кружевной узор, на котором процарапывались остальные элементы этой нехитрой росписи. Со временем роспись совершенствовалась, и сегодня каргопольские игрушки более изящно и тонко расписаны. Однако сохранилась историческая неяркая палитра и самобытные персонажи, свойственные только этому региону. Это полкан – полуконь-получеловек, лев, двухголовые кони. Помимо этих, изготавливаются и традиционные персонажи – животные и люди.

Абашевская роспись

Абашевская игрушка
Абашевкий народный промысел зародился в Пензенской области. Его весьма необычная черта – участие в изготовлении игрушек в основном мастеров-мужчин. Абашевские игрушки отличаются от других своим нарочито сказочным и фантастичным обликом. Здесь присутствуют фигуры козлов, оленей, баранов, но пропорции их тел весьма далеки от настоящих. Фигурки делаются преимущественно одноцветные, без орнаментов, и украшаются золочеными или серебряными элементами.

Богородская роспись

Богородская расписная игрушка «Куры»
Игрушки из деревни Богородское Сергиево-Посадского района Московской области относятся к числу самых знаменитых в России. Это движущиеся фигурки медведей, зайцев, журавлей, людей и т.д. Привычный образ богородской игрушки – фигурка из неокрашенного дерева, однако расписные игрушки также изготавливаются мастерами этого региона. Роспись отличается яркими, сочными красками, а сюжеты характеризуются жизнерадостностью и народным юмором.

Полхов-майданская роспись

Полхов-майданские матрёшки
Село Полховский Майдан Нижегородской области изначально известно в связи с производством деревянной посуды. С течением времени местные мастера освоили и изготовление деревянных расписных игрушек. Специалисты связывают это с влиянием традиций мастеров из Сергиева Посада. Полхов-майданская роспись постепенно обрела свои собственные уникальные приемы и мотивы росписи. Это цветы, очерченные контуром или без контура, роспись «под масло» – масляная роспись по однотонному глухому фону, а также нанесение простейшего пестрого орнамента мазками или точками. В последнее время мастера используют технику нанесения цветочной росписи по темному фону, создаваемому с помощью обжига паяльной лампой.

[Всего: 0   Средний:  0/5]
Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru