Избушка на курьих ножках

0

Содержание:

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок.

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках

В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».

Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным.

Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть».Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Змей Горыныч

В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии.

В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

Новое в блогах

Почему избушка на курьих ножках — это древний славянский гроб

Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.

Изба и ее хозяйка

Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.

Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?

Связь с языческим погребальным обрядом

Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично.

Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).

Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.

Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.

Тайны русских сказок. Избушка на курьих ножках

Много в русских сказках есть необычных и волшебных предметов и явлений – скатерть-самобранка, меч-кладенец, яйцо, в котором хранится смерть Кощея, и т.д. Один из самых ярких образов – это, конечно, избушка на курьих ножках.

Как мы все прекрасно знаем с самого детства, избушка эта непростая – она стоит к лесу лицом и войти в нее можно, только развернув ее волшебной фразой: “Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом”. Оно и понятно, обитательница у нее тоже с норовом – сама Баба Яга!

Интересно, что за этим сюжетом кроются исторические корни. И избушка в сказках совсем не случайно выглядит так странно. На это есть свои обоснования – они кроются в языческих традициях древних славян.

Итак, почему же у этой избушки курьи ножки и она так странно себя ведет?

Если заглянуть в словарь Владимира Даля, то там все просто. Он пишет, что в старину на Руси деревянные срубы ставили на пеньки, чтобы они не подгнивали снизу. Особенно это было актуально для болотистых мест.

Вроде бы все логично, вот только странно – почему она тогда стоит на опушке леса. Там-то откуда болота?

Даль жил в середине XIX века, еще до того, как исследователи начали подходить в фольклорному материалу с серьезным научным аппаратом. А уже в 1930-х годах видный русский филолог Владимир Пропп убедительно доказал, что образ Бабы Яги и ее жилища неразрывно связан с представлениями о загробном мире и обрядом инициации.

Избушка стоит на опушке леса, потому что именно в лесу, по славянским верованиям скрывалась таинственная страна мертвых – Навь. Все волшебные приключения с героями волшебных сказок происходят именно в мире мертвых. Там обитают и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч. Оттуда добываются разные чудесные предметы. Туда же уносят похищенных царевен.

Чтобы попасть в Навь, надо пройти через единственное место, где соприкасаются оба мира – а это как раз наша избушка. И живет в ней хранительница границы – Баба Яга. О ней мы уже писали с этой точки зрения, в конце заметки поделимся ссылкой.

Так вот исследователи полагают, что избушка – это место погребения. Самый настоящий домик мертвых. А ножки у нее вовсе не куриные, а курные. Дело в том, что после помещения в такой гроб (домовину – по-древнерусски), полагалось ее обкурить дымом. Это часть старинного погребального обряда. Раньше покойников принято было сжигать.

Позднейшие рассказчики сказок уже не знали такого обычая и слово “курные” поняли по-своему. Так и появилась избушка на курьих ножках.

Избушка на курьих ножках

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
  • В трилогии братьев Стругацких «Понедельник Начинается в Субботу», ИЗНАКУРНОЖ — музей НИИЧАВО.
  • В тетралогии «Память, Скорбь и Терн» Тэда Уильямса в доме на куриных ногах живёт колдунья Джулой.
  • Изба на куриных ногах, находящаяся в Рашемане, упоминается в книгах Элейн Каннингем.
  • В одной из книг про Таню ГротерДмитрия Емеца происходят слет и состязания Избушек на курьих ножках, которые «не водятся нигде, кроме Средней полосы России».
  • В произведении А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
  • В журнале Мульти Мир моделирование из бумаги.
  • В рассказе Урсулы Ле Гуин «Шкатулка, в которой была тьма» колдунья и ее сын живут в избушке на четырех птичьих ногах, стоящей на мысу.

В синематографе

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
  • В мультфильме Александра Татарского «Падал прошлогодний снег».
  • В мультфильме Аиды Зябликовой «Домовёнок Кузя».
  • В мультфильме студии «Мельница» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  • В мультфильме Ольги Ходатаевой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • В мультфильме Ивана Иванова-Вано и Александры Снежко-Блоцкой «Гуси-лебеди».
  • В мультфильме Михаила Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • В мультфильме Геннадия Сокольского «Ивашка из дворца пионеров».
  • В мультфильме Гарри Бардина «Летучий корабль».
  • В мультфильме Ивана Аксенчука «Молодильные яблоки».
  • В мультфильме Владимира Пекаря «Василиса Прекрасная».
  • В мультфильме Владимир Полковников «Мы ищем кляксу».
  • В мультфильме Вячеслав Котеночкин «Ну, погоди! (выпуск 16)».
  • В кинофильме Геннадия Казанского и Игоря Усова «Новогодние приключения Маши и Вити».
  • В кинофильме Александра Роу «Морозко».
  • В кинофильме Александра Роу «Василиса Прекрасная».
  • В кинофильме Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках. ».
  • В анимационном фильмеХаяо Миядзаки «Ходячий замок Хаула».

Избушка на курьих ножках на Викискладе ?
  • Баба-Яга
  • Саамы

Примечания

  1. 12 Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274
  2. 12345678Избушка на курьих ножках // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2: З—О. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — 720 с.: ил.
  3. Избушка на курьих ножках // Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. — СПб., тип. Ак. наук, 1896—1912.
  4. Некрасов А.Н. Русское народное искусство. — М., 1924. — С. 40—41

Литература

  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1946.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Избушка на курьих ножках” в других словарях:

Избушка на курьих ножках — ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. 1. Народно поэт. Сказочная избушка Бабы Яги. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… (Пушкин. Руслан и Людмила). 2. Пренебр. О маленьком, неприметном,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Избушка на курьих ножках — КУРА, ы, ж. (устар. и обл.). Домашняя курица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

избушка на курьих ножках — сущ., кол во синонимов: 1 • ветхое строение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

избушка на курьих ножках — 1) В русских сказках: избушка Бабы яги на куриных ногах. * Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей (Пушкин) 2) О лёгком, непрочном строении … Словарь многих выражений

Избушка на курьих ножках — Избушка на курьихъ ножкахъ, пирогомъ подперта, блиномъ покрыта (сказочн.). Ср. Это что̀ за избушка на курьихъ ножкахъ? Да это сарай. Островскій. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка тамъ на курьихъ ножкахъ Стоитъ безъ оконъ, безъ дверей. А. С.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Избушка на курьих ножках — упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом ; на куриных лапках, на веретенных пятках . По смыслу повествования И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Избушка на курьих ножках — 1. Фольк. Бревенчатый домик в лесу, где живет Баба Яга. Ф 1, 221; БМС 1998, 230. 2. Разг. Шутл. О ветхой и маленькой деревянной постройке. Ф 1, 221; БМС 1998, 230; СОСВ, 123; ЗС 1996, 134, 491; Верш. 4, 164. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Школа; здание … Большой словарь русских поговорок

Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта. — (из сказки). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

«— Я своей бабусе верю. Она говорит, что Избушка на Курьих Ножках не просто маленький деревянный дом с печью. Это еще и друг. Настоящий друг на столетия. Когда у нас избушку угнали, Ягге едва не умерла от огорчения»

Избушка на курьих ножках — очень редкий мифологический вид, относящийся к роду зооморфных бесфундаментных строений. Встречаются только в лесной полосе России. Из-за своей редкости занесены в Охранную книгу. Новая избушка может вылупиться не чаще, чем раз в сто лет. Именно поэтому, привлекая внимание к этому уникальному виду, в Тибидохсе и решили проводить ежегодные смотры.

Известные разновидности Править

Избушка в мультфильме “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”

  • Русская избушка;
  • Украинская хата;
  • Северный чум на оленьих копытах;
  • Многоэтажка на Бройлерных Окорочках.

Возможный прототип многоэтажки на бройлерных окорочках

Первые международные гонки на избушках Править

Первый ежегодный смотр, проходящий в Тибидохсе. В гонках участвовали семь русских избушек, две украинских хаты, три северных чума на оленьих копытах и Многоэтажка на Бройлерных Окорочках. ТГ4

Первые международные гонки на избушках состояли из трех этапов. Начальный этап — ориентирование на местности, второй — джигитовка, третий — полоса препятствий. Победитель выявлялся по сумме баллов по результатам всех этапов.

Известные участницы Править

  • Лукерья-в-голове-перья;
  • Солонина Андреевна;
  • Аза Нафталиновна;
  • Матрена Большая;
  • Матрена Меньшая;
  • Глашка-простоквашка;
  • Ягге;
  • около 20 баб-ёжек из Многоэтажки на бройлерных окорочках.

Ориентирование на местности Править

Избушка Лукерьи-в-голове-перья при выполнение задания затоптала младшего арбитра из бывших шаманов и была дисквалифицирована.

«Вслед за незадачливой Лукерьей выступили Глашка-простоквашка, Матрена Большая, Матрена Меньшая, Солонина Андреевна, Аза Нафталиновна и другие участницы. Ориентирование на местности далось избушкам с разным успехом. Лучше других с первым этапом справились чукотские чумы. Они находили не только лес, скалы и Тибидохс, но даже определяли по солнцу стороны света и четко показывали оленьими копытами, где экватор. Многоэтажка на Бройлерных Окорочках тоже прошла ориентирование вполне достойно. К сожалению, при этом пострадали еще два шамана и один джинн, суетившиеся вокруг с рулетками.
Однако высший балл получила избушка Солонины Андреевны, сумевшая выполнить поразительно сложное задание и повернувшаяся четко на семьдесят два градуса к названному башмаку Сарданапала — именно к тому, на котором был подклеен каблук. И это несмотря на то что команду она получила на латыни!»

Джигитовка Править

Джигитовка проходила тремя группами. Первая группа — избушки и хаты. Вторая группа — чумы. Третья группа — Многоэтажка на Бройлерных Окорочках.

Участницам первой группы необходимо было залезть на крышу избушки, протиснуться в трубу и растопить печь.

Из-за отсутствия у чумов кирпичной трубы участницам из второй группы необходимо было выбраться наружу и, обогнув чум, вновь оказаться у входа. Разумеется, чум при этом должен нестись вскачь.

Для Многоэтажки на бройлерных окорочках организаторы пошли на незначительное изменение правил: населяющие ее баб-ёжки должны были карабкаться по пожарной лестнице наверх.

Результаты этапа Править

Первое место: Лукерья-в-голове-перья;
Второе место: Солонина Андреевна;
Третье место: Глашка-простоквашка и хозяйка одного из чукотских чумов.

Многоэтажка на Бройлерных Окорочках, не удержавшись, пнула случайно выбежавшего на поле циклопа и была снята с этапа. Матрёна Большая застряла в трубе и была вызволена командой домовых и десятком джиннов-драконюхов.

Полоса препятствий Править

Первая преграда, которую предстояло преодолеть участникам, глубокий ров. Сразу за рвом — искусственный бурелом. И, наконец, непролазное болото, которое можно было перейти исключительно по скрытым под водой кочкам. По заверениям знатоков, подобные препятствия избушкам приходится преодолевать в естественных условиях во время продолжительных лесных странствий.

Перед финишем все узнают, что избушка Солонины Андреевны — это украденная избушка Ягге Сашка-неряшка.

Результаты: Править

Первое место: Ягге, получившая главный приз — сияющий медный самовар;
Второе место: Аза Нафталиновна, награда — скатерть-самобранка;
Третье место: Лукерья-в-голове-перья, выиграла новую ступу и метлу.

Fandom may earn an affiliate commission on sales made from links on this page.

Stream the best stories.

Fandom may earn an affiliate commission on sales made from links on this page.

Кого древние славяне хоронили лицом вниз, а кого в избушках на курьих ножках

Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain

В мире наших предков смерть всегда была рядом. Люди умирали от эпидемий, голода и войн, их близких воровали враги, чтобы принести в жертву. Дорога на тот свет была тоже непростой, а похоронные обряды порой сильно отличались. Лайф выяснил, как при помощи обрядов спасались от мора, колдовства и нежити древние славяне.

Курганы и похоронные избы

Самым известным погребальным обрядом считается обряд курганного захоронения, когда знатного воина, вождя или героя хоронили в глубокой могиле со скруглёнными краями, которую ориентировали по оси юго-восток — северо-запад, сверху делали накат из брёвен, а потом насыпали курган от трёх до шести метров.

Но простых людей хоронили в обычных могилах, весьма напоминающих современные, с той лишь разницей, что тело покойника могли положить на бок или придать ему скрюченное положение. Кладбища устраивали на возвышенных местах: в центре располагались могилы знати, а по краям хоронили людей попроще.

Однако монах Нестор в “Повести временных лет” упоминает обряды куда более странные, а порой и более жестокие. Весьма распространённым похоронным обычаем был древний обряд кремации покойников, когда тело сжигали в погребальном костре, после чего прах собирали и складывали в керамическую урну. Затем её помещали в домовину — выдолбленный изнутри ствол дерева, а домовину уносили в чащу и оставляли на пнях или колодах так, чтобы она не касалась земли.

Недаром у славян в сказочной избушке на курьих ножках жила “Баба-яга, костяная нога, нос в потолок, а нога — из угла в угол”. Скорее всего, это было описание могилы, а нога “из угла в угол” была самой длинной костью в теле человека — бедренной, которая редко сгорала в огне. Именно поэтому сказочная хозяйка избы была подслеповата и никогда не покидала своего жилища.

Соумершие и “дети-берегини”

В древнеславянских племенах была широко распространена вера в то, что душе умершего, чтобы достичь страны мёртвых, нужен особый “проводник” — соумерший. Археолог Борис Рыбаков даже считал, что слово “смерд” ведёт своё происхождение именно от такого соумершего человека.

Иногда для того, чтобы покойник достиг Нижнего мира, в жертву приносили собаку или даже волка. Но более известны случаи, когда вместе со знатным вождём на погребальном костре сжигали его вдову — подобное происходило с согласия женщины. Чаще на тот свет в качестве соумерших отправлялись рабыни, а в том случае, если хоронили князя или полководца, их сопровождали молодые холостые воины, иногда целыми отрядами.

Но бывали и жертвы другого рода: волхвам и пожилым знатным людям мужского пола в могилу клали убитого подростка или ребёнка — мальчика. Например, в найденных археологами на горе Богит у реки Збруч в Тернополе могилах волхвов —подложенные соплеменниками убитые двухгодовалые дети.

Неизвестный автор XII века на полях труда “Об идолах” Григория Богослова сделал такую пометку: “Они. идолищам поганым молятся и младенци знаменуютъ мертви и берегинями их называютъ”. К несчастью, в дохристианской Руси детей до семи лет почти не хоронили на кладбищах, поскольку считалось, что до подобной почести они “не доросли”. Поэтому их закапывали недалеко от дома, а иногда и под домом. Отголосок этой традиции был жив вплоть до середины XX века, когда колхозницы в деревнях хоронили умерших младенцев в огородах.

Хуже всего после смерти приходилось тем, кого подозревали в колдовстве или наведении порчи на соплеменников.

Часто в этот разряд попадали и те люди, которые страшно мучились перед смертью. Сородичи считали, что “ведьмак мучается, не может свою силу никому передать”. Для того чтобы душа колдуна быстрее покинула этот мир, иногда разбирали крышу и потолок жилища.

Чтобы передать свою силу другому человеку, колдун должен был коснуться его пальцем. Этот-то палец, якобы наделённый страшной силой, и становился целью злоумышленников, когда колдун умирал. Считалось, с его помощью можно повелевать духом умершего. Южные славяне верили, что палец колдуна открывает все замки.

Чтобы умерший колдун не начал мстить и не забрал с собой ещё кого-нибудь, его хоронили лицом вниз, череп пробивали заговорёнными гвоздями, а в рот клали камень. Саму могилу тоже закладывали тяжёлыми камнями, чтобы покойный не смог из-под них выползти.

Если же умерший отличался таким неспокойным нравом, что и после смерти продолжал тревожить своих земляков, а в селении начинали по непонятным причинам умирать молодые люди, то славяне верили, что он стал упырём.

Тогда могилу вскрывали, труп упыря пронзали колом или железным костылём, отрубали голову, а если и это не помогало, то рубили на куски и сжигали. В Киеве советские археологи нашли захоронение, покойник в котором был пронзён метровым железным костылём, а внизу гроба этот костыль был загнут.

Мастерим избушку на курьих ножках своими руками

Сделать настоящую избушку для Бабы Яги довольно просто, надо только запастись терпением.

  • Картон;
  • бумага офисная А4;
  • лотки от яиц для папье-маше;
  • клей ПВА;
  • клей строительный силиконовый или жидкие гвозди, или клей Момент;
  • ветки березовые (или другого дерева) разной толщины;
  • проволока алюминиевая, медная
  • шпагат джутовый;
  • мох, сизаль для отделки;
  • щепки для отделки двери;
  • морилка;
  • акриловая краска коричневая, зеленая, сиена.

1. Сначала вырезаем из картона макет избушки. У меня размеры стен 19*20 см. Боковые части вырезала вместе с фасадом для крыши. Сама крыша 20*20 см (2 шт). Далее прорезаем отверстия для окошек и дверь. Ее вырезаем только с трех сторон, оставляем одну сторону для открывания. Соединяем все стены малярным скотчем, внутри и снаружи.

Сразу оговорюсь — не обязательно делать все аккуратно, т.к. это старая покосившееся обветшалая избушка.

2. Далее «крутим бревна». Я взяла бумагу А4, разрезала пополам и на карандаш накрутила трубочки, скрепляя их бумажным скотчем. Тем же скотчем закрываем торцы трубочек. Их у меня получилось около 100 шт.

3. Приклеиваем наши «бревнышки» к стенам избушки, обрезая до подходящего размера вокруг окон и дверей. Я применяла для этого силикатный строительный клей — он липкий, сразу схватывается и прозрачный. Не забываем про перекрестное соединение на углах, как в настоящей бревенчатой избе. После приклеивания намазываем всю избушку клеем ПВА для прочности «бревен».

4. Пока бревна сохнут, займемся крышей. Для имитации черепицы крыши я использовала штапики для мебели (просто у меня их много), но можно использовать например палочки из-под мороженного или палочки для суши, или щепки. Здесь как подскажет Вам фантазия и имеющийся материал под рукой. Я наклеила мои штапики тем же строительным клеем на картонные заготовки.

5. Оформляем дверь- для этого приклеиваем цепки разной длины и ширины на нашу картонную дверь, подбирая по размеру и эстетичности. Приклеиваем перекладины. Отдельного фото двери нет, но она хорошо видна на следующих фото.

6. Замешиваем массу папье-маше. Для этого рвем на мелкие кусочки лоток из-под яиц, заливаем кипятком, после размягчения массу немного отжимаем и подмешиваем клей ПВА. Я сделала ее густой, чтобы можно было залепить промежутки между «бревнами».

7.Далее там где есть пустые промежутки, в стыках стен, между бревнами, на крыше, налепливаем массу папье-маше. Это придаст ветхости избушке.

8. После этого покрываем всю избушку морилкой (у меня неводная, цвет Палисандр).

9. После высыхания прокрашиваем акриловой краской — я смешала коричневую, сиену и зеленую, грубой кисточкой, чтобы придвть бревнам естественность, прожилки и фактуру дерева.

10. Приступаем к ножкам. Для этого из алюминиевой проволоки формируем куриные ножки, обматываем их медной проволокой (так как она более эластична) для прочности.

11. Далее обматываем ножки шпагатом, фиксируя его горячим пистолетом.

12. Делаем отверстия в полу избушки, вставляем наши ножки и крепим изнутри и снаружи силиконовым клеем, после высыхания он очень прочный, накрепко зафиксирует их на своем месте.

13. На этом этапе, по желанию, можно оформить внутреннее убранство избушки. Я из картона смастерила печку, нарисовала очаг, слепила котел из самозатвердевающего пластика. Также покрыла пол рогожкой и приклеила всё это в избушке.

14. После этого крепим крышу на своем месте. Прикрепляем избушку к подставке с помощью того же строительного клея или жидких гвоздей.

15. Из толстых веток делаем «конек» на крыше. Оформляем окна с помощью тонких веточек.

Таким же образом обрамляем дверь.

16. К основанию ножек горячим клеем приклеиваем перья — это же куриные ножки 🙂

Оформляем избушку мхом, сизалем, перьями, шишками.
Добавляем аксессуары — у меня сидит паучок при входе, сова на крыше. Ее я сваляла из шерсти.

Вот такая получилась в итоге избушка на курьих ножках!

Избушка на курьих ножках

Моя избушка стоит на курьих ножках. Два-три раза в год она ни с того ни с сего вскакивает прямо посреди ночи и покидает обжитое пристанище. Она может уйти на сотню километров, а может и на тысячу, но остановится в точно таком же месте – уединённом, мрачном, на самом краю цивилизации. Избушка ютится в тёмных запретных лесах за деревнями, потрескивает в овеваемой ветрами ледяной тундре, прячется в полуразрушенных заводских постройках на окраинах городов.

Сейчас она устроилась на скалистом плато каких-то бесплодных гор. Мы здесь уже две недели, и мне всё ещё не довелось увидеть живого человека. Мертвецов – их я, конечно, вижу постоянно. Они приходят к бабушке, и та провожает их сквозь Врата. А вот настоящие, живые люди – они все там, в городке и деревнях далеко под нами.

Может, будь на дворе лето, кто-нибудь забрёл бы сюда, чтобы устроить пикник и насладиться видом. Возможно, живые улыбнулись бы мне или поздоровались. Могли бы прийти и ребята моего возраста или даже целая компания детей на каникулах. Остановились бы у горного потока и плескались бы в прохладной воде. А может, и меня бы позвали.

– Как дела с оградой? – кричит Ба в окно, заставляя меня вынырнуть из сна наяву.

Я вбиваю очередную берцовую кость в низенькую каменную стену. Обычно я вбиваю кости прямо в землю, но здесь кругом одни скалы, поэтому я выложила вокруг дома стену из камней, воткнула в неё кости, а сверху приладила черепа. Однако по ночам ограду кто-то разрушает. Не знаю кто – дикие животные, неуклюжие мертвецы или просто ветер, – но каждое утро, с тех пор как мы тут, мне приходится восстанавливать часть стены.

Ба говорит, что забор отпугивает живых и направляет мёртвых, и это очень важно. Но чиню я его не поэтому. Мне нравится трогать эти кости, потому что их могли касаться руки моих родителей, давным-давно, когда они сами строили заборы и провожали мертвецов к Вратам. Иногда мне кажется, будто я чувствую исходящее от холодных костей тепло их рук, и тогда думаю лишь о том, как мне хотелось бы дотронуться до них – до мамы и папы. От этих мыслей сердце радостно заходится – и болит одновременно.

Избушка громко скрипит и кренится, пока окно кухни не оказывается прямо надо мной. Из окна улыбается Ба:

– Обед готов. У нас сегодня пир горой – щи и чёрный хлеб. И для Джека тоже.

До меня доносится аромат супа и свежего хлеба, и в животе начинает урчать.

– Осталась только петля для калитки, и я всё.

Я поднимаю с земли небольшую косточку, проволокой прикрепляю её на место и ищу глазами Джека. Он копошится под сухим куском вереска на выветренной скале – видно, пытается отыскать мокрицу или жука.

– Джек! – кричу я, и он поднимает голову.

Один из его серебряных глаз поблёскивает, поймав солнечный свет. Неловкий скачок – нечто среднее между полётом и прыжком, – и Джек приземляется на моё плечо. Он что-то суёт мне в ухо.

– Слезай! – Рука невольно взлетает вверх, чтобы прикрыть ухо.

Джек вечно норовит припрятать еду на потом. Уж не знаю, почему мои уши кажутся ему таким удачным местом для тайника. Теперь он запихивает добычу мне в кулак – что-то маленькое, влажное и хрусткое. Я разжимаю пальцы и вижу смятого, переломанного паука.

Я бросаю то, что осталось от паука, в карман. Знаю: Джек хотел как лучше, он поделился со мной едой, но мертвецов с меня достаточно.

– Пойдём. Ба приготовила для нас пир. – Я киваю в сторону дома и вздыхаю. – Для двух человек и одной галки.

Я бросаю взгляд на городок там, внизу. Дома жмутся друг к другу, держатся вместе в этой холодной пустой долине. Вот бы и у меня был нормальный дом там, среди живых, и нормальная семья. Но мой дом – избушка на курьих ножках, а моя бабушка – Баба-яга, Хранитель Врат между миром живых и миром мёртвых. Так что мечты мои такие же пустые, как эти черепа на заборе.

Сгущаются сумерки, и я зажигаю свечи в черепах. Оранжевый свет струится из пустых глазниц. Начинают собираться мертвецы. Они появляются на горизонте, похожие на туман, бредут к дому, спотыкаясь о камни, и постепенно обретают очертания.

Когда я была совсем маленькой, я, бывало, пыталась отгадать, чем они занимались, с кем жили. Но теперь мне уже двенадцать лет, и эта игра мне порядком наскучила. Сейчас мой взгляд устремлён к огням города, сверкающим далеко внизу, – к вселенной возможностей.

Я вздрагиваю, когда из темноты внезапно появляется Джек и садится на подоконник открытого окна. Слышно, как ветер колышет деревья – будто в воздухе витает ощущение свободы.

– Как же мне хочется улететь туда, вниз, Джек. – Я глажу его шею. – И провести этот вечер среди живых.

Я думаю обо всём, чем могут заниматься живые, – я читала об этом только в книжках, но могла бы делать и сама, окажись я там, в городе: поиграла бы в догонялки или другие игры с девчонками и парнями, посмотрела бы пьесу в театре, окружённая милыми, улыбающимися лицами…

– Маринка! – кричит Ба, и окно, блеснув, захлопывается.

Я набрасываю на голову платок и бегу к двери. Я должна встретить мертвецов вместе с ней и посмотреть, как она проводит их к Вратам. В конце концов, это «большая ответственность», я должна «сосредоточиться» и «всему научиться», чтобы в будущем провожать их самой. Не хочу думать об этом. Ба говорит, что мне суждено стать следующим Хранителем Врат и первой, кого я должна буду проводить к ним, будет сама Ба. Меня пробирает дрожь, я пытаюсь стряхнуть её с себя. Я уже говорила – не хочу даже думать об этом дне.

Ба в кухне, помешивает борщ в огромном бурлящем котле. Когда я вхожу, она поворачивается ко мне и улыбается, её глаза задорно поблёскивают.

– Ты такая хорошенькая, моя пчёлка. Готова?

Я киваю и выдавливаю из себя улыбку. Вот бы и мне любить это дело так же сильно, как она.

– Взгляни. – Ба кивает в сторону стула, на котором лежит сверкающая лаком скрипка. – Я наконец её настроила. Думаю, кто-нибудь из мертвецов нам сыграет.

– Было бы здорово. – Ещё недавно я бы с восторгом отнеслась к идее послушать что-то новенькое. Но в последнее время, какой бы из своих инструментов Ба ни починила, все ночи проводов были похожи одна на другую. – Я разолью квас?

Целая армия высоких стаканов на столе ждёт, когда их наполнят тёмным шипучим напитком.

– Да, пожалуйста, – кивает Ба.

Я пробираюсь сквозь стену тёплого кисловатого запаха, а Ба тихонько напевает какую-то песенку, в такт покачивая ложкой, полной ярко-красного супа, возле губ.

– Чеснока побольше, – бормочет она и бросает несколько зубчиков в варево.

Когда я открываю бутылку и наливаю квас, воздух наполняется кисловатым ароматом, который незаметно смешивается с запахом супа. Я смотрю, как в тёмно-коричневой жидкости поднимаются светлые пузырьки и врываются в плотный слой пены на поверхности. Один за другим пузырьки лопаются и исчезают – точно так же исчезнут мертвецы к концу ночи. Какая же бесполезная затея – пытаться узнать их получше, ведь мы больше никогда не встретимся. Но мы – Яги, и наш долг – дарить им этот последний вечер, когда они могут пережить заново свои самые яркие воспоминания и отпраздновать, что жили на этом свете, перед тем как переступить через границу миров и вернуться к звёздам.

Избушка на курьих ножках

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей. – поэма “Руслан и Людмила” – А. С. Пушкин.

Всё тут у Пушкина необычно, всё сказочно и чуднО: и кот говорящий, а не просто мяукающий, и русалка на ветвях сидящая, а не в реке купающаяся, и избушка на курьих ножках.

Я вот подумала, почему у Пушкина избушка на курьих ножках без окон и дверей?
Ведь в русских народных сказках избушка на курьих ножках — жилище Бабы-Яги с окошком и крыльцом, а раз есть крыльцо, то есть и дверь. Так и говорится в сказках – «Избушка на курьих ножках, об одном окошке, с крытым красным крыльцом». Она стоит в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию «добра молодца»: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами».

А у Пушкина она без окон и дверей. То есть, где зад, где перед – неясно.
И понятно, что Баба – Яга из такой избушки в ступе вылетает из трубы и влетает в трубу же обратно. Двери – то нет. И уж никто не может войти в такую избушку без окон и дверей, а значит не может никого бабуся зажарить в своей печи и съесть, как рассказывается в сказках.
У Пушкина Баба-Яга получается добрая. А зачем её избушке без окон и дверей курьи ножки? Чего ей вертеться, если нет ни переда, ни зада?

А затем, что Бабка – то эта, вероятно, любила покружиться, как на карусели, она, видно, была душой совершеннейший ребёнок, она наслаждалась кручением, сидя в своей избушке-карусели, как какой-нибудь ребёнок наслаждается в парке аттракционами.

Как не любить такую бабульку, она же, как малый ребёнок! Несомненно, и Александр Сергеевич любил эту бабульку. И призывает нас любить её: добрую, весёлую, озорную, совсем не вредную.

Да, у Пушкина всё пропитано любовью, каждая строчка в его сказках поёт о любви к нашей Руси и к её сказочным персонажам.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

Избушка на курьих ножках

Избу́шка на ку́рьих но́жках — в великорусской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка; охраняет избушку Баба-Яга [1] .

Жилище персонажа русских сказок, Бабы-Яги [2] [3] «избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом» [3] ; «на куриных лапках, на веретенных пятках» [3] — стояла в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию «добра молодца» [3] («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом» [4] , «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом» [3] , «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом» [3] , «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами» [3] ).

Содержание

История образа

Возникновение образа Избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения [2] . В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах [5] . В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках [6] .

По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых (царство Смерти) [3] .

Избушка на курьих ножках на Викискладе

Примечания

  1. Ладыгин М. Б., Ладыгина О. М.Краткий мифологический словарь — М. : Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003
  2. 12 Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274
  3. 12345678Избушка на курьих ножках (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2: З—О. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — 720 с.: ил.
  4. ↑Избушка на курьих ножках // Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т. Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. — СПб., тип. Ак. наук, 1896—1912.
  5. ↑7 сказочных слов, о которых мы не все знаем
  6. Некрасов А. Н. Русское народное искусство. — М., 1924. — С. 40—41

Литература

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

[Всего: 0   Средний:  0/5]
Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru