Содержание:
- 1 Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок
- 2 Избушка на курьих ножках
- 3 Река Смородина и Калинов мост
- 4 Змей Горыныч
- 5 Кащей Бессмертный
- 6 Новое в блогах
- 7 Почему избушка на курьих ножках — это древний славянский гроб
- 8 Тайны русских сказок. Избушка на курьих ножках
- 9 Избушка на курьих ножках
- 10 В синематографе
- 11 Примечания
- 12 Литература
- 13 Избушка на курьих ножках
- 14 Известные разновидности Править
- 15 Первые международные гонки на избушках Править
- 16 Stream the best stories.
- 17 Кого древние славяне хоронили лицом вниз, а кого в избушках на курьих ножках
- 18 Мастерим избушку на курьих ножках своими руками
- 19 Избушка на курьих ножках
- 20 Избушка на курьих ножках
- 21 Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотное устройство?
- 22 Курьи ножки
- 23 Поворотный механизм
- 24 Избушка на курьих ножках
- 25 Содержание
- 26 История образа
- 27 Примечания
- 28 Литература
Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок
Жутковатые исторические толкования русских народных сказок.
Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.
В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.
Избушка на курьих ножках
В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.
Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».
Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.
Река Смородина и Калинов мост
Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.
Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным.
Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть».Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.
Змей Горыныч
В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.
Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.
После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.
Кащей Бессмертный
Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).
Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.
Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии.
В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.
Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».
Новое в блогах
Почему избушка на курьих ножках — это древний славянский гроб
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
Изба и ее хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.
Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично.
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).
Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
Тайны русских сказок. Избушка на курьих ножках
Много в русских сказках есть необычных и волшебных предметов и явлений – скатерть-самобранка, меч-кладенец, яйцо, в котором хранится смерть Кощея, и т.д. Один из самых ярких образов – это, конечно, избушка на курьих ножках.
Как мы все прекрасно знаем с самого детства, избушка эта непростая – она стоит к лесу лицом и войти в нее можно, только развернув ее волшебной фразой: “Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом”. Оно и понятно, обитательница у нее тоже с норовом – сама Баба Яга!
Интересно, что за этим сюжетом кроются исторические корни. И избушка в сказках совсем не случайно выглядит так странно. На это есть свои обоснования – они кроются в языческих традициях древних славян.
Итак, почему же у этой избушки курьи ножки и она так странно себя ведет?
Если заглянуть в словарь Владимира Даля, то там все просто. Он пишет, что в старину на Руси деревянные срубы ставили на пеньки, чтобы они не подгнивали снизу. Особенно это было актуально для болотистых мест.
Вроде бы все логично, вот только странно – почему она тогда стоит на опушке леса. Там-то откуда болота?
Даль жил в середине XIX века, еще до того, как исследователи начали подходить в фольклорному материалу с серьезным научным аппаратом. А уже в 1930-х годах видный русский филолог Владимир Пропп убедительно доказал, что образ Бабы Яги и ее жилища неразрывно связан с представлениями о загробном мире и обрядом инициации.
Избушка стоит на опушке леса, потому что именно в лесу, по славянским верованиям скрывалась таинственная страна мертвых – Навь. Все волшебные приключения с героями волшебных сказок происходят именно в мире мертвых. Там обитают и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч. Оттуда добываются разные чудесные предметы. Туда же уносят похищенных царевен.
Чтобы попасть в Навь, надо пройти через единственное место, где соприкасаются оба мира – а это как раз наша избушка. И живет в ней хранительница границы – Баба Яга. О ней мы уже писали с этой точки зрения, в конце заметки поделимся ссылкой.
Так вот исследователи полагают, что избушка – это место погребения. Самый настоящий домик мертвых. А ножки у нее вовсе не куриные, а курные. Дело в том, что после помещения в такой гроб (домовину – по-древнерусски), полагалось ее обкурить дымом. Это часть старинного погребального обряда. Раньше покойников принято было сжигать.
Позднейшие рассказчики сказок уже не знали такого обычая и слово “курные” поняли по-своему. Так и появилась избушка на курьих ножках.
Избушка на курьих ножках
- В трилогии братьев Стругацких «Понедельник Начинается в Субботу», ИЗНАКУРНОЖ — музей НИИЧАВО.
- В тетралогии «Память, Скорбь и Терн» Тэда Уильямса в доме на куриных ногах живёт колдунья Джулой.
- Изба на куриных ногах, находящаяся в Рашемане, упоминается в книгах Элейн Каннингем.
- В одной из книг про Таню ГротерДмитрия Емеца происходят слет и состязания Избушек на курьих ножках, которые «не водятся нигде, кроме Средней полосы России».
- В произведении А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- В журнале Мульти Мир моделирование из бумаги.
- В рассказе Урсулы Ле Гуин «Шкатулка, в которой была тьма» колдунья и ее сын живут в избушке на четырех птичьих ногах, стоящей на мысу.
В синематографе
- В мультфильме Александра Татарского «Падал прошлогодний снег».
- В мультфильме Аиды Зябликовой «Домовёнок Кузя».
- В мультфильме студии «Мельница» «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- В мультфильме Ольги Ходатаевой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- В мультфильме Ивана Иванова-Вано и Александры Снежко-Блоцкой «Гуси-лебеди».
- В мультфильме Михаила Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке».
- В мультфильме Геннадия Сокольского «Ивашка из дворца пионеров».
- В мультфильме Гарри Бардина «Летучий корабль».
- В мультфильме Ивана Аксенчука «Молодильные яблоки».
- В мультфильме Владимира Пекаря «Василиса Прекрасная».
- В мультфильме Владимир Полковников «Мы ищем кляксу».
- В мультфильме Вячеслав Котеночкин «Ну, погоди! (выпуск 16)».
- В кинофильме Геннадия Казанского и Игоря Усова «Новогодние приключения Маши и Вити».
- В кинофильме Александра Роу «Морозко».
- В кинофильме Александра Роу «Василиса Прекрасная».
- В кинофильме Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках. ».
- В анимационном фильмеХаяо Миядзаки «Ходячий замок Хаула».
Избушка на курьих ножках на Викискладе ? |
- Баба-Яга
- Саамы
Примечания
- ↑ 12 Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274
- ↑ 12345678Избушка на курьих ножках // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2: З—О. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — 720 с.: ил.
- ↑Избушка на курьих ножках // Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. — СПб., тип. Ак. наук, 1896—1912.
- ↑Некрасов А.Н. Русское народное искусство. — М., 1924. — С. 40—41
Литература
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1946.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Избушка на курьих ножках” в других словарях:
Избушка на курьих ножках — ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. 1. Народно поэт. Сказочная избушка Бабы Яги. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… (Пушкин. Руслан и Людмила). 2. Пренебр. О маленьком, неприметном,… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Избушка на курьих ножках — КУРА, ы, ж. (устар. и обл.). Домашняя курица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
избушка на курьих ножках — сущ., кол во синонимов: 1 • ветхое строение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
избушка на курьих ножках — 1) В русских сказках: избушка Бабы яги на куриных ногах. * Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей (Пушкин) 2) О лёгком, непрочном строении … Словарь многих выражений
Избушка на курьих ножках — Избушка на курьихъ ножкахъ, пирогомъ подперта, блиномъ покрыта (сказочн.). Ср. Это что̀ за избушка на курьихъ ножкахъ? Да это сарай. Островскій. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка тамъ на курьихъ ножкахъ Стоитъ безъ оконъ, безъ дверей. А. С.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Избушка на курьих ножках — упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом ; на куриных лапках, на веретенных пятках . По смыслу повествования И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Избушка на курьих ножках — 1. Фольк. Бревенчатый домик в лесу, где живет Баба Яга. Ф 1, 221; БМС 1998, 230. 2. Разг. Шутл. О ветхой и маленькой деревянной постройке. Ф 1, 221; БМС 1998, 230; СОСВ, 123; ЗС 1996, 134, 491; Верш. 4, 164. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Школа; здание … Большой словарь русских поговорок
Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта. — (из сказки). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках
«— Я своей бабусе верю. Она говорит, что Избушка на Курьих Ножках не просто маленький деревянный дом с печью. Это еще и друг. Настоящий друг на столетия. Когда у нас избушку угнали, Ягге едва не умерла от огорчения»
Избушка на курьих ножках — очень редкий мифологический вид, относящийся к роду зооморфных бесфундаментных строений. Встречаются только в лесной полосе России. Из-за своей редкости занесены в Охранную книгу. Новая избушка может вылупиться не чаще, чем раз в сто лет. Именно поэтому, привлекая внимание к этому уникальному виду, в Тибидохсе и решили проводить ежегодные смотры.
Известные разновидности Править
Избушка в мультфильме “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”
- Русская избушка;
- Украинская хата;
- Северный чум на оленьих копытах;
- Многоэтажка на Бройлерных Окорочках.
Возможный прототип многоэтажки на бройлерных окорочках
Первые международные гонки на избушках Править
Первый ежегодный смотр, проходящий в Тибидохсе. В гонках участвовали семь русских избушек, две украинских хаты, три северных чума на оленьих копытах и Многоэтажка на Бройлерных Окорочках. ТГ4
Первые международные гонки на избушках состояли из трех этапов. Начальный этап — ориентирование на местности, второй — джигитовка, третий — полоса препятствий. Победитель выявлялся по сумме баллов по результатам всех этапов.
Известные участницы Править
- Лукерья-в-голове-перья;
- Солонина Андреевна;
- Аза Нафталиновна;
- Матрена Большая;
- Матрена Меньшая;
- Глашка-простоквашка;
- Ягге;
- около 20 баб-ёжек из Многоэтажки на бройлерных окорочках.
Ориентирование на местности Править
Избушка Лукерьи-в-голове-перья при выполнение задания затоптала младшего арбитра из бывших шаманов и была дисквалифицирована.
«Вслед за незадачливой Лукерьей выступили Глашка-простоквашка, Матрена Большая, Матрена Меньшая, Солонина Андреевна, Аза Нафталиновна и другие участницы. Ориентирование на местности далось избушкам с разным успехом. Лучше других с первым этапом справились чукотские чумы. Они находили не только лес, скалы и Тибидохс, но даже определяли по солнцу стороны света и четко показывали оленьими копытами, где экватор. Многоэтажка на Бройлерных Окорочках тоже прошла ориентирование вполне достойно. К сожалению, при этом пострадали еще два шамана и один джинн, суетившиеся вокруг с рулетками.
Однако высший балл получила избушка Солонины Андреевны, сумевшая выполнить поразительно сложное задание и повернувшаяся четко на семьдесят два градуса к названному башмаку Сарданапала — именно к тому, на котором был подклеен каблук. И это несмотря на то что команду она получила на латыни!»
Джигитовка Править
Джигитовка проходила тремя группами. Первая группа — избушки и хаты. Вторая группа — чумы. Третья группа — Многоэтажка на Бройлерных Окорочках.
Участницам первой группы необходимо было залезть на крышу избушки, протиснуться в трубу и растопить печь.
Из-за отсутствия у чумов кирпичной трубы участницам из второй группы необходимо было выбраться наружу и, обогнув чум, вновь оказаться у входа. Разумеется, чум при этом должен нестись вскачь.
Для Многоэтажки на бройлерных окорочках организаторы пошли на незначительное изменение правил: населяющие ее баб-ёжки должны были карабкаться по пожарной лестнице наверх.
Результаты этапа Править
Первое место: Лукерья-в-голове-перья;
Второе место: Солонина Андреевна;
Третье место: Глашка-простоквашка и хозяйка одного из чукотских чумов.
Многоэтажка на Бройлерных Окорочках, не удержавшись, пнула случайно выбежавшего на поле циклопа и была снята с этапа. Матрёна Большая застряла в трубе и была вызволена командой домовых и десятком джиннов-драконюхов.
Полоса препятствий Править
Первая преграда, которую предстояло преодолеть участникам, глубокий ров. Сразу за рвом — искусственный бурелом. И, наконец, непролазное болото, которое можно было перейти исключительно по скрытым под водой кочкам. По заверениям знатоков, подобные препятствия избушкам приходится преодолевать в естественных условиях во время продолжительных лесных странствий.
Перед финишем все узнают, что избушка Солонины Андреевны — это украденная избушка Ягге Сашка-неряшка.
Результаты: Править
Первое место: Ягге, получившая главный приз — сияющий медный самовар;
Второе место: Аза Нафталиновна, награда — скатерть-самобранка;
Третье место: Лукерья-в-голове-перья, выиграла новую ступу и метлу.
Fandom may earn an affiliate commission on sales made from links on this page.
Stream the best stories.
Fandom may earn an affiliate commission on sales made from links on this page.
Кого древние славяне хоронили лицом вниз, а кого в избушках на курьих ножках
Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain
В мире наших предков смерть всегда была рядом. Люди умирали от эпидемий, голода и войн, их близких воровали враги, чтобы принести в жертву. Дорога на тот свет была тоже непростой, а похоронные обряды порой сильно отличались. Лайф выяснил, как при помощи обрядов спасались от мора, колдовства и нежити древние славяне.
Курганы и похоронные избы
Самым известным погребальным обрядом считается обряд курганного захоронения, когда знатного воина, вождя или героя хоронили в глубокой могиле со скруглёнными краями, которую ориентировали по оси юго-восток — северо-запад, сверху делали накат из брёвен, а потом насыпали курган от трёх до шести метров.
Но простых людей хоронили в обычных могилах, весьма напоминающих современные, с той лишь разницей, что тело покойника могли положить на бок или придать ему скрюченное положение. Кладбища устраивали на возвышенных местах: в центре располагались могилы знати, а по краям хоронили людей попроще.
Однако монах Нестор в “Повести временных лет” упоминает обряды куда более странные, а порой и более жестокие. Весьма распространённым похоронным обычаем был древний обряд кремации покойников, когда тело сжигали в погребальном костре, после чего прах собирали и складывали в керамическую урну. Затем её помещали в домовину — выдолбленный изнутри ствол дерева, а домовину уносили в чащу и оставляли на пнях или колодах так, чтобы она не касалась земли.
Недаром у славян в сказочной избушке на курьих ножках жила “Баба-яга, костяная нога, нос в потолок, а нога — из угла в угол”. Скорее всего, это было описание могилы, а нога “из угла в угол” была самой длинной костью в теле человека — бедренной, которая редко сгорала в огне. Именно поэтому сказочная хозяйка избы была подслеповата и никогда не покидала своего жилища.
Соумершие и “дети-берегини”
В древнеславянских племенах была широко распространена вера в то, что душе умершего, чтобы достичь страны мёртвых, нужен особый “проводник” — соумерший. Археолог Борис Рыбаков даже считал, что слово “смерд” ведёт своё происхождение именно от такого соумершего человека.
Иногда для того, чтобы покойник достиг Нижнего мира, в жертву приносили собаку или даже волка. Но более известны случаи, когда вместе со знатным вождём на погребальном костре сжигали его вдову — подобное происходило с согласия женщины. Чаще на тот свет в качестве соумерших отправлялись рабыни, а в том случае, если хоронили князя или полководца, их сопровождали молодые холостые воины, иногда целыми отрядами.
Но бывали и жертвы другого рода: волхвам и пожилым знатным людям мужского пола в могилу клали убитого подростка или ребёнка — мальчика. Например, в найденных археологами на горе Богит у реки Збруч в Тернополе могилах волхвов —подложенные соплеменниками убитые двухгодовалые дети.
Неизвестный автор XII века на полях труда “Об идолах” Григория Богослова сделал такую пометку: “Они. идолищам поганым молятся и младенци знаменуютъ мертви и берегинями их называютъ”. К несчастью, в дохристианской Руси детей до семи лет почти не хоронили на кладбищах, поскольку считалось, что до подобной почести они “не доросли”. Поэтому их закапывали недалеко от дома, а иногда и под домом. Отголосок этой традиции был жив вплоть до середины XX века, когда колхозницы в деревнях хоронили умерших младенцев в огородах.
Хуже всего после смерти приходилось тем, кого подозревали в колдовстве или наведении порчи на соплеменников.
Часто в этот разряд попадали и те люди, которые страшно мучились перед смертью. Сородичи считали, что “ведьмак мучается, не может свою силу никому передать”. Для того чтобы душа колдуна быстрее покинула этот мир, иногда разбирали крышу и потолок жилища.
Чтобы передать свою силу другому человеку, колдун должен был коснуться его пальцем. Этот-то палец, якобы наделённый страшной силой, и становился целью злоумышленников, когда колдун умирал. Считалось, с его помощью можно повелевать духом умершего. Южные славяне верили, что палец колдуна открывает все замки.
Чтобы умерший колдун не начал мстить и не забрал с собой ещё кого-нибудь, его хоронили лицом вниз, череп пробивали заговорёнными гвоздями, а в рот клали камень. Саму могилу тоже закладывали тяжёлыми камнями, чтобы покойный не смог из-под них выползти.
Если же умерший отличался таким неспокойным нравом, что и после смерти продолжал тревожить своих земляков, а в селении начинали по непонятным причинам умирать молодые люди, то славяне верили, что он стал упырём.
Тогда могилу вскрывали, труп упыря пронзали колом или железным костылём, отрубали голову, а если и это не помогало, то рубили на куски и сжигали. В Киеве советские археологи нашли захоронение, покойник в котором был пронзён метровым железным костылём, а внизу гроба этот костыль был загнут.