Роспись подносов

0

Содержание:

Роспись подносов

Жостовская роспись

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов – это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой – «замалевка» – приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап – «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» – значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Жостовские подносы.

В небольшом подмосковном поселке Жостово недалеко от Мытищ есть фабрика по производству и росписи металлических подносов.

Этот промысел возник в начале 19 века, когда в подмосковных деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком, Новосельцеве, Сорокине и др. – появились мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Исток промысла – середина 19 века – Урал, знаменитые металлургические заводы Демидовых, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии.

Жостово издавна славилось кузнецами, которые трудились при монастырях, ковали разнообразную церковную утварь – светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт.

Сушествует две версии возникновения Жостовской фабрики, которая была основана в 1825 году, в одних источниках написано, что ведет она свое начало от мастерских, которые организовал Вишняков, художник-миниатюрист, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, по другой это были откупившиеся на волю крестьяне — братья Вишняковы.
Фамилия Вишняковы неразрывно связано с Жостово и с производством расписных подносов.

Вывеска Вешняковских мастерских.

Фрагмент счета мастерских Вишнякова. (1900-1912 года).

В прейскуранте Вишняковых значилось: “Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г”.

Поднос 19 века. Жостовский поднос конец 19 века (1880-1890гг.)

После революции в 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Самые распостраненные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основа жостовской росписи – цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы:

  • для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи);

По форме подносы бывают:

  • круглые,
  • треугольные,
  • восьмиугольные,
  • комбинированные,
  • прямоугольные,
  • овальные и др.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам.

Выравнивание формы подноса.

Перед тем как попасть к художнику подносышлифуют , грунтуют, и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному),с просушкой каждого слоя в печи.

Расписываются подносы масляными красками на скипидаре, узор наносится мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.

Особенность росписи в том, что художник импровизирует, нанося рисунок,каждый узор оригинален и неповторим.

Каждый этап росписи имеет свое, специфичное название:

Замалевок: основа композиции узора, разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенежка (от слова “тень”): художник наносит основные тени,у цветов появляется объем.

Прокладка цветом: очень ответственный этап послойной жостовской росписи, форма букета обретает плоть — уточняются детали,вся композиция становится более гармоничной.
Бликовка: наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертежка: заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка: предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краев подноса: украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может быть и с роскошной. Без оформление борта поднос выглядит незаконченным.

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака ,сушится и полируется. Последняя операция: наводка зеркального блеска, выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

Жостовские подносы – это не только предмет быта, а произведение искусства, которое украсит любой интерьер.

При написании данной публикации были использованы и переработаны материалы с тематических интернет-сайтов.

Жостовская роспись на подносах

Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.

История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Цвета жостовской росписи

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков – «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата. Для фона предпочтительные следующие цветовые решения:

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Элементы и узоры жостовской росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Яркие цветы на черном поле. Лучшая пара для самовара. 10 фактов о Жостово

И стория жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы — и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую.

1. Успех Жостово — от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский — производство подносов — и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды — продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.

2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати — новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос — лучшая пара для самовара.

3. Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

4. Визитная карточка жостовских подносов — букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.

5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.

6. Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.

7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет — знаменитая цветочная роспись.

8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

9. В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Фабрика принимала участие и в культурной программе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

10. Яркие цветы на черном фоне знают и любят во всем мире. В Германии, Италии, Бельгии. К слову, в Брюсселе, на Всемирной выставке, подносы буквально расхватали. Дважды пришлось посылать за новыми на фабрику. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе — Лора Буш, Жак Ширак, Елизавета II.

Роспись подносов: мастер класс по жостовской росписи металлических изделий с иллюстрациями и видео-материалами, описание нижнетагильской, хохломской и московской видов росписи

Как приятно воскресным утром выпить чашечку чая или кофе прямо в постели! Сервировка такого романтического завтрака немыслима без подноса, ведь именно на него придется поставить посуду. Уже несколько веков назад мастера научились создавать удивительные по красоте жестяные изделия для сервировки. В каждом селе были свои художники и техники росписи, но наибольшую популярность получили, конечно, подносы из Жостово. Наш мастер-класс по пошаговой росписи подносов поможет Вам создать такую красоту!

Учимся росписи жостовских подносов в пошаговом мастер-классе

Село Жостово находится недалеко от Москвы. Именно там мастера начали делать удивительной красоты подносы, украшенные нарисованными цветами. Популярность подносов пришлась на тот период, когда в России стали пить чай (ранее традиционными напитками считались медовухи, сбитни, узвары), и подносы были нужны для сервировки стола. Такой предмет считался изящным подарком и часто преподносился хозяевам дома.

Простые подносы изготавливались из папье-маше но они, конечно, были недолговечны. Очень быстро мастера стали использовать только металлические подносы, делая их самых разных форм: овальные, круглые, многоугольные.

Жостовские подносы отличаются яркими красками и утонченной работой. На протяжении десятилетий мастера разрабатывали особые узоры и техники их нанесения на готовые изделия. Жостовские подносы традиционно расписываются маслянными красками с использованием кисточек из натурального (обычно беличьего ворса). Художники держат будущее изделие на коленях и при необходимости поворачивают его. Пробуем и мы освоить роспись подносов, простой мастер-класс по жостовской технике поможет в этом.

1)Первый этап росписи называется замалевка. Для жостовской техники краски нужно разбавить белилами и немного добавить в смесь льняное масло. Затем широкими мазками нанести на изделие рисунок. Чаще всего в центре изделия размещают самые крупные бутоны, вокруг них – листочки и более мелкие цветы.

2)После нанесения замалевка поднос необходимо оставить для высыхания краски на двенадцать часов.

3)Начинаем делать тенежку так, как показано на фото. Это нанесение более темных оттенков на кончики лепестков и листьев, чтобы создать иллюзию объема

4)Затем белилами высветляем необходимые места – этот этап называется прокладкой. Поднос сразу приобретает нарядный вид.

5)Далее по очереди – нанесение бликов. Этот этап так и называется – бликовка.

6)Наша работа почти закончена. Выполняем чертежку – самой тонкой кистью выписываем мелкие элементы – прожилки на листьях и лепестках, тычинки, прожилки. Можно использовать линейку, чтобы было удобнее делать мазки.

7)Рисунки на жостовском подносе – это всегда единая композиция, а не просто отдельно нарисованные цветы. Чтобы создать эту целостность используется привязка – в промежутках между цветами и листьями изображаются завитки и травинки, узоры и точки. Именно этот этап создает тот узнаваемый «жостовский» рисунок.

8)Теперь осталось украсить бортики подноса. Их можно просто обвести контрастной линией или оформить цветочным орнаментов. Этот этап называется «уборка».

9) Вот мы и закончили нанесение рисунка. Как можно заменить, каждый этап жостовской росписи имеет свое уникальное название, а в целом все шаги с пятого по девятый называются «выправка».

10)Готовый поднос после высыхания необходимо покрыть двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою высохнуть по 2 часа. Место для сушки должно находиться в хорошо проветриваемом помещении, при этом необходимо следить, чтобы к готовому подносу не прилипли мелкие соринки или, например, тополиный пух.

11)Наш поднос готов, можно начинать чаепитие!

Однако не только в Жостово умеют делать расписные подносы. На Урале в Нижнем Тагиле еще в 40-е годы 18-ого века мастера начали делать изящные металлические подносы, расписанные яркими картинками. Нижнетагиская роспись отличается так называемой техникой цыровки. Для нее поверх золотой росписи заливали цветную краску, после чего тонкой иголкой соскребали слои краски, создавая узоры Этот метод ранее активно использовался в иконописи. Конечно, подносы, расписанные золотом и серебром очень ценились и стоили немало.

На нижнетагиских подносах изображали не только цветы, но и жанровые сцены. Местные умельцы с большим мастерством создавали на подносах настоящие картины. Есть виды изделий с изображением былинных героев, сценки из жизни сельских жителей, сказочных персонажей.

Отличительной особенностью является то, что для этого вида росписи используются деревянные изделия. Хохлома представляет собой яркий золотой рисунок (также используется красная и зеленая краска) по черному фону.

Изделия в технике московской росписи начали производить с 1814 года. Пожалуй, они самые яркие и красочные. На подносах могут быть изображены растения, бабочки, сказочные птицы. Используется очень богатая палитра красок с большим количеством оттенков.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс росписи жостовских подносов демонстрируется поэтапно.

Роспись подносов: мастер-класс и советы по выполнению

Мастерам и мастерицам, любящим не только делать что-то своими руками, но и приятно попить чаю, стоит попробовать сделать роспись подносов. Мастер-класс предлагает несколько вариантов росписей, а также рассказывает об основных этапах создания красивой росписи на подносе. Расписные подносы могут стать хорошим украшением на кухне и на обеденном столе. Его необязательно раскрашивать в традиционном стиле. Поднос может украсить авторская роспись, в которую мастер внесет свою «изюминку» и личное виденье.

Чаще всего роспись делается на металлических подносах круглой или прямоугольной формы, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах. Но можно использовать подносы и из других материалов, например, из дерева. Также под поделку можно приспособить старый поднос или противень.

Разновидности мастерства

Виды росписи зависят от местности происхождения. В каждом городе и в каждой губернии мастера и ремесленники расписывали посуду и другую утварь по-своему, вырабатывая постепенно свой собственный стиль письма. Отмечая особенности в цветах и формах, можно повторить за мастерами традиционную роспись.

Если говорить о подносах, то, пожалуй, первой приходит на ум жостовская роспись из села Жостова, расположенном в Московской области. Известность жостовские подносы получили в XIX веке, когда и купцы, и знать, и интеллигенция России стали пить чай. Подносы с пышными лепестками и листьями на черном фоне стали украшением многих знатных домов, в которых устраивались чаепития. Традиционно роспись наносится масляными красками на подносы из жести.

Жостовские мастера многим обязаны уральским ремесленникам, которые начали расписывать металлические подносы еще в XVIII веке. Нижнетагильская роспись известна далеко за пределами России и считается предшественницей жостовской. Уральские мастера не только расписывали подносы, но и выковывали их, придавая различные формы. Как правило, на подносах красочно изображали растительность (цветы, ягоды, листья) и бытовые сцены, а также иллюстрации к былинам и сказкам.

Московская роспись появилась в начале XIX века. Она существенно отличается от привычных, традиционных стилей росписи. Для нее характерна большая палитра красок, создающая различные нежные оттенки, переходы и затемнения. Мастера изображают цветы, листья, птиц и целые пейзажи.

Яркая и нарядная роспись, которую узнают даже дети, называется хохломской. Когда и где точно зародилась эта роспись «под позолоту» историки не могут назвать до сих пор. Предполагается, что ее родина – Нижегородская область, а именно город Семенов, который в XVII веке был поселением старообрядцев. Возможно, именно выходцы из этого селения стали первыми хохломскими мастерами.

Хохлома привлекает своей яркостью и пышностью. Для росписи используются краски золотого, черного, красного и желтого цветов, любой из которых может стать основным, фоновым. Также иногда используется зеленая краска для изображения листьев.

Переходим к уроку

Роспись жестяных подносов, как правило, делается маслом или акриловыми красками. Мастера жостовской росписи используют для своей работы масляные краски, разбавленные льняным маслом и скипидаром.

Акрил также можно использовать, но чтобы поднос блестел и не протирался, роспись по завершении необходимо обязательно покрыть глянцевым лаком в несколько слоев.

Кроме краски, понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • поднос из металла или дерева;
  • натуральные кисти разного размера (широкие, плоские, тонкие);
  • баночка с золотистой краской (позолотой);
  • лак;
  • кракелюр;
  • жидкость для обезжиривания поверхностей;
  • наждачная бумага и грунтовка для деревянных подносов;
  • тряпки.

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать поднос:

  1. Подготовка. Если поднос из жести, его необходимо отмыть от загрязнений и ржавчины, протереть обезжиривающей жидкостью. Если это деревянный поднос, то его необходимо зашкурить, чтобы избавиться от неровностей и шероховатостей, и покрыть грунтовкой.

Бесцветный поднос необходимо покрасить основной краской (например, черного цвета), которая будет играть роль фона. Цвет фона может зависеть от вида росписи, а также от задумок автора.

  1. Нанесение эскиза. Это можно сделать двумя способами: нанести контуры основных деталей рисунка или сделать так называемую замалевку.

Рисунки можно наносить по шаблону или от руки с помощью карандаша. Однако если на деревянном подносе линии будут отчетливо видны, то на жестяном черном подносе будут едва улавливаться. Именно поэтому лучше начинать работу сразу красками. Если нет уверенности в рисовании, то для начала стоит потренироваться на бумаге гуашью.

Техника замалевки применяется для росписи жостовскими мастерами. Она заключается в нанесении краски непосредственно на поднос без предварительного эскиза. По сути, это и есть эскиз: широкой кистью отмечают формы и нахождение всех крупных деталей – цветов и листьев. Замалевка, как правило, делается светлыми красками (добавляются белила), чтобы затем можно было придать деталям необходимый цвет и насыщенность.

Чтобы обозначить переход теней, необходимо наносить краску двух оттенков (светлого и темного) широкими кистями. Таким способом можно расписать поднос цветами в жостовском стиле, например, красивыми пышными маками, как на фотографиях ниже.

  1. Прорисовка мелких деталей и теней или выправка. Для этого лучше использовать неширокие и тонкие кисти. Прорисовка зависит от выбранного стиля и может делаться темными красками или, наоборот, светлыми. Жостовские цветы «светятся», то есть обрабатываются белой краской широкими мазками. В московской росписи накладываются тени и прорисовываются мелкие линии и детали. От степени прорисовки зависят «глубина» и выразительность подноса.

Также при необходимости сделать тонкий орнамент по бортам подноса. Чаще всего он делается золотистой или белой краской.

  1. Сушка росписи. Обычно изделие оставляют в прохладном месте на 24 часа. Лучше сушить естественным способом без применения фена и других средств.
  1. Покрытие лаком. Лакируется поднос в несколько слоев. Во-первых, это поможет выровнять роспись и придать ей блеск, во-вторых, лак защитит краску от старения и механического воздействия.

Роспись на деревянных поверхностях можно покрыть кракелюрным лаком, чтобы придать им эффект старины и уюта, как на фото ниже:

В зависимости от выбранного стиля росписи можно получить очень красивые и оригинальные подносы, которые будут вносить уют в каждое чаепитие.

Видео по теме статьи

Подробнее о росписи подносов можно посмотреть в видео ниже.

Роспись подносов

Поделиться

Только в Westwing

Топ бренды со скидками до 70%

Эксклюзивные новинки каждый день

Поднос-раскраска впервые появился в первой половине XVIII столетия. На то время активно работали металлургические заводы Демидовых на Урале, которые считаются основателями тагильской науки росписи по металлу. Позднее к первой половине XIX века красочные подносы своими руками стали делать и в деревне Жостово Московской области. Они выполняли декоративную и практическую функцию.

Интересно, что именно любовь к «чаёвничанию» в России стало поводом для кустарей-железоделов изготавливать стальные подносы с бортиками. А чтобы товар имел красивый вид, его стали разрисовывать назидательными церковными картинами и цветочными узорами. В те времена считалось хорошим тоном прийти в гости с таким оригинальным подарком.

Подносы для Вашего дома

Безусловно, поднос идеален для подачи еды на стол, но на этом его сфера использования не ограничивается. Такой аксессуар будет весьма полезен в домашнем обиходе. Ввиду разнообразия форм и материалов, из которого сегодня выпускают подносы: гладкие полированные из дерева, многослойные из пластика, железные, стальные изделия с зеркальной поверхностью, треугольные, квадратные, круглые, восьми- и шестиугольные – они отлично помогут организовать пространство.

Например, стильный поднос будет отлично смотреться на кухне, выполняя свою практическую функцию, но в тоже время он поможет разнообразить интерьер:

  • В виде подноса для графина с водой и стаканов;
  • В качестве подставки для столовых приборов и баночек со специями;

Поднос можно использовать как приспособление для ребенка во время приема пищи. Вы можете наклеить на дно подноса наклейки с его любимым героем, разрисовать поднос буквами, чтобы малыш знакомился с азбукой – и ребенку будет веселее, и вам будет проще убрать со стола.

Какая вечеринка с друзьями пройдет мимо красивого и функционального подноса, куда можно поставить напитки и стаканы? Многие используют это изделие в качестве подставки под вазы с цветами, иные же находят ему применение в спальне, положив на него шкатулку с украшениями, свежие цветы или просто лампу.

Деревянные подносы чаще всего стали ассоциировать с ванными комнатами. Туда можно положить зубные щетки, свечи, книгу, полотенце, свернутое в рулон, и мыло. А что может быть лучше горячего чая или кофе со сливками и розой на подносе рано утром, когда вы ещё спите?

Где бы вы ни использовали этот предмет интерьера – в кухне, детской, кладовой, ванной или коридоре, – помните, что это прекрасная возможность навести порядок в нужном для вас месте и сделать это красиво!

Как правильно расписать поднос в домашних условиях

Сегодня в сети можно найти массу мастер-классов по росписи подносов своими руками, в том числе даже и те, где может принимать участие целая семья. Для такого увлекательного занятия стоит запастись яркой палитрой масляных красок, мелком, кисточками из натурального ворса и прозрачным лаком. Самостоятельно выберите узор жостовских или тагильских мастеров. Это может быть веночек, яркий цветок или иной узор, который придется вам по сердцу.

Так как вы только начинаете, то лучше перенести рисунок на поднос при помощи мелка. А после приступайте к нанесению мазков. Делаете это уверенно, старайтесь выполнять работу на едином дыхании, ведь исправить итоговый результат будет трудно, но возможно. Лучшим вариантом станет использование затемнения фона в тех местах, где нужно изменить цвет или подкорректировать картинку.

Завершающий этап – нанесение последних штрихов. Прорисуйте мелкие веточки и стебельки, укрупните кончики листьев, расставьте мелкие детали в виде утренней росы, чтобы освежить рисунок. После всего покройте вашу красоту несколькими слоями лака. И даже если ваше произведение будет далеко от оригинала, все равно вы найдете ему место среди ваших аксессуаров для кухни.

Тагильская роспись подносов

Искусство тагильских ремесленников всего за несколько десятков лет получило известность за пределами России. Это уникальный народный промысел, где используется маховый кистевой стиль росписи: подмалевок на лепесток выполняется пальцем, а уже первые мазки на цветок наносятся при помощи кисти с единовременным применением двух красок.

Живописный цветок, простая компоновка всего букета, использование двухцветной манеры мазков, изысканность зеленых лепестков и сказочные венки – это лишь первые мысли, которые приходят на ум созерцателю этой красоты. Тагильская роспись подносов также выполняется с применением техники цыровки, используемой для изготовления икон.

Изюминка в том, что сверху золота наливали красочный фон, дожидались, когда он затвердеет, а после острой иглой соскребали будущий рисунок вплоть до золота. К кропотливой работе росписи подносов изначально допускалась лишь сильная половина человечества. Самые популярные работы уральских мастеров Дубасниковых и Худояровых Вы можете встретить в частных коллекциях и российских музеях.

Красота и изящество жостовских мастеров

Тематика росписи подносов в Жостово крутится вокруг гирлянд, букетов ярких цветов и классических натюрмортов. При этом черновик рисунка предварительно не наносят, так что у мастера нет права на ошибку. Обычно используется темный фон, и простому наблюдателю может показаться, что листья, стебли и сами цветы выполнены как будто в 3D-формате. Такую объемность дает плавный переход от темных оттенков к более светлым тонам.

Роспись жостовских подносов позволяет сказочным растениям оживать и сверкать яркими красками. Самое интересное, что, придя на экскурсию в эту славную деревню, Вы не заметите большой уж разницы между современной и древней технологией изготовления декоративных рисунков на подносах.

Визитная карточка жостовских мастеров – розовый блеск на самом огромном цветке, который Вы только сможете найти на картине. Примечательно, что на Брюссельской международной выставке такие оригинальные подносы так быстро разошлись, что пришлось несколько раз заказывать дополнительные партии товара.

Если вы творческий человек, который пытается всё под рукой превратить в маленькие шедевры, то шоппинг-клуб WESTWING с удовольствием расскажет, как превратить свою квартиру в любимое место. Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем ежедневно вдохновлять вас новыми и свежими идеями, и Вы сможете участвовать в уникальных распродажах от лучших брендов!

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
– воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
– выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
– закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
– альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
– гуашь;
– кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
– палитра;
– баночка для воды;
– тряпочка для кисточки;
– ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи – цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока –
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.

Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист – трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная – цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название – trifolium означает ” имеющий три листа “. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы – листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе – чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: “Не забудь обо мне!”. Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

Жостовская роспись подносов

Жостовская роспись подносов

Среди российских брендов с мировым именем особняком стоят различные народные промыслы. Оренбургские пуховые платки, деревянная посуда с хохломой, вологодские кружева и множество других, уникальных художественных промыслов широко известны как в России, так и за пределами нашей Родины. Одним из таких является жостовская роспись. История появления ее начинается в 19 веке и продолжается по сей день. Основами техники этой росписи можно овладеть, изучив различные методические материалы. А стать настоящим мастером поможет вдохновение и практика.

Жостовская роспись берет свое начало от традиционной тагильской художественной росписи. Попав в центральную Россию, промысел был подхвачен мастерами в селах нынешней московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком. Изначально цветочными мотивами расписывались лакированные предметы из папье-маше. Чуть позже, с развитием металлургии, мастера перешли на более прочные и практичные металлические подносы. В начале XX века разрозненные мастерские объединились в артель «Металлоподнос». Преодолев множество противоречий предвоенного и кризис военного времени, в 1960 году сформировалась жостовская фабрика декоративной живописи. В настоящее время жостовские подносы можно встретить по всему миру, традиционные цветочные букеты узнаваемы и любимы. Они участвуют в различных выставках и конкурсах, представлены в музеях. Жостовскую роспись копируют, имитируют, создают изделия «по мотивам».

Чтобы создать вещь в стиле Жостово, необходимо придерживаться определённых правил:

• Основой для росписи является металлический (кованый или штампованный) поднос.

• Мастера на фабрике Жостово расписывают подносы масляными красками с помощью беличьих кистей. Однако, для имитации жостовской росписи можно использовать и акриловые краски с синтетическими кистями. Для того, чтобы акрил не высыхал слишком быстро и давал большую свободу действий, можно добавить в него замедлитель высыхания.

• Поднос грунтуется и окрашивается в основной цвет. Чаще всего встречаются жостовские подносы чёрного цвета, однако фон может быть и другим — красным, синим, зелёным или даже белым. Поскольку изделие предполагает глянцевое покрытие, поверхность должна быть идеально ровной.

• На изделие набрасывается общая композиция рисунка – так называемая замалевка. Поскольку нашей целью является лишь имитация жостовской росписи, для облегчения работы можно заранее нанести контур карандашом.

• Замалевка — рисунок слегка забелёнными красками, передающий основной сюжет будущей росписи. Как правило, это декоративные натюрморты из фантазийных цветов и фруктов, реже — узнаваемые виды цветов.

• Рисунок наносится от центра по кругу.

• После нанесения замалевки работу необходимо просушить. На фабрике подносы сохнут 12 часов в специальных сушильных камерах. Акриловые краски сохнут значительно быстрее масляных, поэтому одного-двух часов будет достаточно, чтобы рисунок полностью высох.

• Так называемая выправка состоит из нескольких операций — тенежка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Из названия можно понять суть процесса. Тенежка – прорисовка теней на элементах; бликовка – создание светлых бликов, придание объема; чертежка — детализация рисунка, добавление мелких элементов; привязка – объединение разделенных элементов в один цельный рисунок. Задача всех этих процессов — выделить детали, придать росписи максимальную детализацию и декоративность, «оживить» рисунок. Именно в этот момент проявляется индивидуальность мастера, его виденье изделия в целом.

После того, как роспись центрального элемента закончена, бортики подноса необходимо украсить легким растительным орнаментом контрастного цвета. Удобнее всего сделать это тонкой кистью-лайнером. Изделие покрывается тремя-четырьмя слоями лака (в нашем случае акрилового) с промежуточной просушкой. Лак лучше использовать глянцевый или полуглянцевый — он придаст изделию необходимую яркость и декоративность. Если предполагается использование подноса по назначению, можно завершить обработку термостойким лаком – например, нитролаком «Цапон», в 2-3 слоя.

Конечно, созданную таким образом вещь нельзя назвать настоящей жостовской. Это всего лишь имитация или стилизация. Однако, практикуясь, можно значительно приблизиться к идеалу, научившись создавать оригинальные композиции и перейдя на технологии, используемые непосредственно на фабрике декоративной росписи в Подмосковье. А возможно, со временем стать родоначальником нового направления в декоративной росписи – ведь когда-то даже жостовская роспись была лишь “вариацией на тему”.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Технология

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты – цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.

Выполняется роспись в несколько этапов:


    Грунтовка.

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.


Замаленок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.


Тенежка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.


Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.


Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.


Чертежка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.


Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.


Уборка

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества

Мы будем рады Вашему мнению

Оставить отзыв

ecoslime.ru